Не повод для торговли страной

Украина считает, что ей удалось наладить отношения с Таможенным союзом по формуле «три плюс один», и ждет пересмотра газового контракта с Россией

У России есть все рычаги для давления, считает Симонов, но на полную они ни разу не использовались: «Нафтогаз» просит о пролонгации кредита в $2 млрд, который предоставил Газпромбанк, и пока не ясно, решится ли Россия отказать. Украина последние 10 лет шантажирует Россию сближением с Европой, и пока шантаж работает, резюмирует Симонов.

Мы не можем торговать страной, это наш принцип» - так президент Ук­ра­ины Виктор Янукович описал позицию страны на газовых переговорах с Россией в интервью украинским телеканалам.

Украина закупает у «Газпрома» газ по соглашениям, подписанным в январе 2009 г. сроком на 11 лет: базовая цена в $450 за 1000 куб. м меняется раз в квартал в зависимости от цены нефти и газойля на мировых рынках.

В 2010 г. в обмен на право сохранить Черноморский флот в Севастополе Украине была предоставлена скидка. Но цена все равно сопоставима с европейской: в I квартале Германии газ продавался за $410, Украине - за $406. Европейским потребителям удается договориться с «Газпромом» и о скидках, которые позволили бы учитывать более низкие спотовые цены газа, - средневзвешенная цена для дальнего зарубежья в 2013 г. может составить $370-380, говорил в июне зампред правления «Газпрома» Александр Медведев.

Украина ожидает, что в IV квартале будет платить «Газпрому» $416 за 1000 куб. м, заявил в пятницу министр энергетики страны Эдуард Ставицкий. «Мы никогда не согласимся, чтобы этот контракт существовал дальше», - вновь повторил Янукович. Но пока переговоры о пересмотре соглашений не в пользу Украины, признал он: предложения России «неудобные» и «даже унизительные». Представитель «Газпрома» отказался от комментариев.

Россия не раз указывала, что скидку на газ можно получить, присоединившись к Таможенному союзу, приводя в пример Белоруссию. Она получает газ за $160 и согласилась продать «Газпрому» газотранспортную систему (ГТС) «Белтрансгаз».

Сейчас украинское законодательство запрещает приватизацию национальной ГТС, поправки, которые разрешат продажу, только готовятся, сказал Ставицкий, парламент может принять их до конца года. Украина предлагала ЕС и России совместно управлять своей трубопроводной системой, но договориться о консорциуме ни с одной из сторон пока не удалось.

Становиться членом Таможенного союза Украина тоже пока не собирается, Янукович лишь не исключил, что могут быть подписаны отдельные соглашения. Зато Украина уже стала наблюдателем, ее представитель следит за соблюдением национальных интересов, напомнил Янукович: «Формат «три плюс один» в каком-то виде уже начал работать».

Россия на формулу «три плюс один» никогда не соглашалась, указывая, что возможно только полноценное присоединение к союзу. Но это будет невозможно, если Украина в ноябре все-таки подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, объяснял первый вице-премьер Игорь Шувалов. Отношения с Таможенным союзом могут осложниться в случае сближения с Европой, предупреждали российские чиновники: придется ужесточить таможенный контроль, а в случае угрозы российскому рынку возможно введение пошлин на основные экспортные товары Украины - продукцию сельского хозяйства и металлургии (сейчас взимается только при ввозе белого сахара).

Во время последних переговоров в Москве премьер Дмитрий Медведев обсуждал со своим украинским коллегой Николаем Азаровым именно изменения в сотрудничестве с Россией в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС, говорит пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова: «Газовый вопрос рассматривался тоже только в этом ключе».

Украина в очень сложной ситуации, указывает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: газ слишком дорогой, поэтому Украина сокращала закупки - в первом полугодии «Нафтогаз» закачал примерно на треть меньше, чем в 2012 г. Реальных альтернатив российским поставкам сейчас нет, продолжает он: реверсные поставки из Европы позволяют экономить не более $20 с 1000 куб. м, ни одного терминала для СПГ так и не появилось и, даже если проекты добычи сланцевого газа будут успешными, эффект проявится не раньше 2018 г.