Слишком много Франко

Венецианский конкурс пока что ползет неуверенно, даже новый мультфильм Хаяо Миядзаки разбудил не всех. Зато Джеймс Франко, взявший на себя роль местного талисмана, сияет со всех экранов неотразимой пластиковой улыбкой
Голливудская звезда Джеймс Франко в Венеции нарасхват./ Gabriel Bouys/ AFP

В конкурсе Франко представил свою режиссерскую работу - фильм «Дитя Божье» по роману Кормака Маккарти 1973 г. История обратной эволюции, драма человека, который не может существовать в обществе и скатывается буквально к пещерному существованию. Актер Скотт Хейз, готовясь к съемкам, жил в хижине в лесу и спал в пещере. Потерял 25 килограммов, приобрел совершенно безумный взгляд. Его герой - Лестер Баллард, дитя Божье, «как и вы... вероятно»: параноик, ковыляющий по фолкнеровским лесам с безнадежной обидой. Он не расстается с ружьем, хочет вернуть землю, принадлежавшую его отцу, подглядывает за совокупляющимися в машинах парочками, трахает мертвую девушку, покупает ей красное платье и расстреливает своих плюшевых друзей - медведя и тигра - за то, что они за его спиной говорят о нем гадости. Некрофил Кристофер Робин, у которого в мозгах - вечное «Ушол щасвирнус занит щасвирнус».

Франко говорит, что хочет снимать «смотрибельные» фильмы. Все его проблемы - от этой смотрибельности. Все нарочито, грязь то чрезмерна, то вдруг ее нет вовсе, герой то подтирает задницу палкой, то неплохо одет, безумия то слишком много, то в самый раз. Нарочито неловкий монтаж можно, наверное, оправдать тем, что главная тема фильма - изоляция и гниение умов.

На пресс-конференции Франко спросили: «Когда вы находите время на сон?» - это вместо того чтобы спросить, «сколько можно». В этом году Франко есть и в параллельном конкурсе - он снялся в «Пало Альто» Джиа Копполы, отличном дебюте 26-летней внучки Фрэнсиса Форда К. по рассказу - угадайте - Джеймса Франко. Это мрачная романтическая комедия о старшеклассниках Пало Альто, которые не знают, что с собой делать. Тут нет томления, за которое все так любили «Девственниц-самоубийц» Софии К., но есть ирония, ум и идеальное чувство ритма.

«Жена полицейского» немца Филипа Гренинга - фильм самовлюбленный, претенциозный, спланированный тщательно, как ненужное убийство. Он состоит из 59 глав, некоторые - всего минутный план, другие - небольшие эпизоды из жизни простой немецкой семьи. Каждая глава жестоко начинается с титра «начало такой-то главы» и заканчивается титром «конец такой-то главы» - и так 58 раз, только последняя глава остается без заключительного титра. Потому что есть у домашнего насилия начало, нет у домашнего насилия конца. Обаятельный ариец Уве - полицейский, Кристина - домохозяйка, у них есть маленькая дочь. Уве иногда выходит из себя, а потом объясняет белокурой дочке, что мама сильно болеет, поэтому вся в синяках. От этих синяков камера к концу фильма не может оторваться, поглаживает их, смотрит снова и снова. Операторская работа, надо признать, исключительная (оператор - сам Гренинг), зрителю показывают не события, а состояния, эмоции: любовь сияет, время прорастает сквозь землю, терпение льется водой. Все уже давно понятно, но Гренинг продолжает и продолжает смаковать бытовой рай и бытовой ад. Разнообразная живность (от червей до оленей и от зайцев до людей) бегает в поисках еды или предсмертно дрожит, символизируя беззащитность и животное начало. Сами семейные отношения можно прочитать как намек на более общую историю насилия - если любить, но изредка немотивированно бить свой народ, он будет плакать и плохо пахнуть, а страдать придется детям. 175 минут хорошо организованного самолюбования - и перед нами отлично снятое извращенное физическое упражнение вроде отжиманий на мизинцах.

«Гардиан» сообщает, что за фильм «Крепчает ветер» Хаяо Миядзаки в Южной Корее назвали японским милитаристом, а в Японии - предателем. А японские врачи обиделись на Миядзаки, потому что у него в фильме все постоянно курят, даже дети. Но никаких оправданий «Крепчает ветер» не требует. «Взрослый» мультфильм Миядзаки, байопик Дзиро Хорикоси, изобретателя самолета Mitsubishi A6V Zero, история о мечтах, которые летают выше облаков и развеиваются, как сигаретный дым. Своеобразный привет «Порко Россо» Миядзаки, где главный герой был свиноверсией итальянского авиатора Джованни Капрони: Капрони-сан не раз появляется в сновидениях героя «Ветра». Миядзаки считает, что именно истребителями Mitsubishi A6V Zero и теми, кто летал на них (а именно их использовали камикадзе во время Второй мировой войны), Япония может гордиться.

Если бы режиссер сделал кино только о политике и работе Дзиро, это был бы великий тихий фильм о землетрясении, пожаре и чертежах и о том, как самолеты падают с неба и умирают. Но сама фраза Поля Валери, давшая название фильму, полностью звучит так: «Крепчает ветер!.. Значит - жить сначала!» Вот с ветром все отлично, а с «жить» (и с сюжетом, основанным на рассказе Тацуо Хори) проблемы: часть фильма - трогательная история любви. Как только речь заходит о любви, такие живые герои «Ветра» начинают казаться, простите, нарисованными.

Венеция