Карьерист сошел с трассы

Карлос Таварес долгое время считался потенциальным преемником Карлоса Гона, главы корпорации, объединившей Renault и Nissan Motor. На прошлой неделе он внезапно подал в отставку
Возможно, скандальное интервью и отставка станут для топ-менеджера началом новой карьеры./ М.Стулов/ Ведомости

Заявлению об отставке Тавареса предшествовало весьма откровенное интервью Bloomberg News, в котором он выразил недовольство тем, что его босс никак не уходит на пенсию. Таварес заявил: «Мой опыт был бы хорош для любой автомобильной компании. Почему бы не попробовать в GM? Для меня было бы честью руководить такой компанией, как GM». Таварес попробовал объявить себя потенциальным преемником Дана Акерсона из GM и Алана Маллэли из Ford Motors. И объяснил это разочарованием из-за многолетнего ожидания поста гендиректора в собственной компании. Топ-менеджер заявил, что уже сейчас готов руководить глобальной компанией в автомобилестроении.

Не удержался

Интервью произвело эффект разорвавшейся бомбы, рассказывают источники в Renault. Тут же поползли слухи, что Гон и Таварес поссорились. Гон был в это время в отпуске. Известие его очень расстроило. Тем более что французские сотрудники Renault сразу осудили Тавареса за нелояльное отношение к компании, рассказывает источник, знакомый с ситуацией. «Его считали лидером, которые проводит политику компании в жизнь. А он публично заявил, что ищет другую работу», - сказал источник. В Renault объявили, что 55-летний Таварес покидает компанию столь внезапно, потому что «собирается заняться личными проектами».

Топы с репутацией

В автопроме Таварес заработал себе репутацию поистине опытного менеджера. «Он самая подходящая фигура на должность будущего гендиректора. Этот человек может управлять любой автомобильной компанией», - заявил в этом году Тои Ласорда, бывший президент Chrysler Group, который вел с Таваресом переговоры. Аналитики, в свою очередь, хвалили Тавареса за умелое сокращение расходов и инновационные продукты. Операционный директор много сделал для того, чтобы Renault победила в войне цен на автомобильном рынке Европе. Компания смогла предложить потребителям более привлекательные, чем у конкурентов, но недорогие машины.

Вместе с тем у Тавареса бывали и провалы. При нем Renault так и не наладила производство машин класса премиум. Сотрудничество с Daimler только начало приносить первые плоды. Частично это связано с тем, что на разработку двигателей и автомобилей требуется время. Компания создала бренд Alpine, но первые автомобили этой марки сойдут с конвейера только в 2016 г.

В официальном заявлении Renault Гон поблагодарил Тавареса за то, что тот «на протяжении всей карьеры вносил посильный вклад в успешное развитие компании». Пока обязанности Тавареса возьмет на себя Гон, заявили в компании. Но кадровые перестановки в Renault неизбежно приведут к тому, что более молодые топ-менеджеры займут в компании более значимые позиции.

Авторитет Карлоса Гона в автомобильной промышленности практически непоколебим. Гон начинал свою карьеру в Michelin, где надеялся подняться до уровня топ-менеджера. Но потом он перешел в Renault и в 1999 г. был отправлен в Японию, чтобы руководить компанией Nissan, которую Renault тогда присоединила к себе. За прошедшие годы Гон сделал Renault-Nissan удивительно успешным межконтинентальным проектом. Сейчас топ-менеджеру 59 лет, и он собирается перезаключить контракт с компанией, который истекает уже в апреле следующего года, на следующий срок. Вероятно, этот факт и побудил Тавареса на столь отчаянный поступок.

Трудный момент

Таварес покинул Renault в момент, когда решается судьба компании. В первой половине этого года Renault, 15% акций которой принадлежит французскому государству, увеличила свои прибыли. И это несмотря на то, что европейский авторынок переживает не лучшие времена. Компания договорилась с французскими профсоюзами о сокращении 7500 рабочих мест и замораживании зарплат. В то же время Renault предпринимает усилия для выхода на другие мировые рынки, где продажи идут активнее, чем в Европе. Скоро откроется ее совместное предприятие в Китае, где Renault раньше не присутствовала. Компания активно сотрудничает и с российским «АвтоВАЗом», в котором Renault и Nissan планируют получить 74,5% акций уже к середине 2014 г.

Renault вложила 4 млрд евро ($5,2 млрд) в электромобили и постепенно, хотя и медленно начала возвращать себе инвестиции. Ранее потребителей отталкивала высокая цена электромобиля, ограниченный выбор моделей и отсутствие инфраструктуры для подзарядки солнечных батарей. Renault объявила, что в первом полугодии 2013 г. ее чистая прибыль составила 97 млн евро ($129 млн), а выручка - 20,44 млрд евро ($26,9 млрд). Чистая прибыль Nissan в конце I квартала финансового года, который закончился в июне, составила, по официальному заявлению компании, 82,02 млрд иен ($840 млн).

Дважды подумают

Таварес не просто ушел из успешной компании. Он рискнул репутацией. Не исключено, что гендиректора других автоконцернов дважды подумают, прежде взять к себе топ-менеджера, столь некрасиво расставшегося со своим предыдущем работодателем. Впрочем, в последнее время руководители отрасли стали терпимее, чем раньше. Только недавно несколько руководителей Volkswagen беспрепятственно перешли на работу к конкурентам. Среди них был Йохан де Найсен, бывший глава подразделения Audi в Северной Америке, а ныне руководитель премиального бренда Infiniti в Nissan.

В GM опровергли спекуляции на тему того, что Таварес может стать гендиректором компании. Похоже, топ-менеджеру потребуется некоторое время на то, чтобы остыть и успокоиться, а потом искать новую работу. Возможно, в это время он, как это назвали в Renault, «займется личными проектами».