РЖД упала ниже плана

Компания снизила погрузку за январь - август 2013 г. на 3,2% до 819,7 млн т. По итогам года компания рассчитывает немного выправить ситуацию
В прошлом году РЖД возила больше грузов./ Виталий Аньков/ РИА Новости

Вчера железнодорожная монополия отчиталась о сокращении погрузки до 819,7 млн т за первые восемь месяцев 2013 г. Падение наблюдается по большинству перевозимых грузов. Выросла только погрузка каменного угля, удобрений, железной и марганцевой руды, но этот рост незначителен - 0,8-1,6%.

В июле падение составило лишь 2,2%, в августе - 1,3%. РЖД в целом удается сократить отставание в погрузке по сравнению с 2012 г., однако в последние недели наблюдаются проблемы с предоставлением операторами вагонов под погрузку строительных грузов из-за сравнительно невысокой доходности на вагон, комментирует представитель РЖД.

Прогнозный объем погрузки по итогам 2013 г. на 2,4% меньше прошлогоднего уровня, продолжает собеседник «Ведомостей».

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров соглашается с прогнозом РЖД: погрузка сократится на 2,4%. Ситуация в IV квартале будет хуже, чем в предыдущем, из-за негативной динамики развития строительного комплекса, который генерирует спрос на перевозку строительных грузов и продукции черной металлургии (на них приходится около 20% общего объема погрузки), поясняет он. Еще одна причина - сохранение тенденции перетока грузов с железной дороги на автомобильный транспорт, добавляет Бурмистров. Гендиректор InfraNews Алексей Безбородов настроен более оптимистично: по его оценке, погрузка РЖД в 2013 г. снизится на 1,5%. Падение вряд ли будет сильнее из-за традиционного оживления экономики осенью, поясняет он.

Снижение погрузки по итогам года, даже незначительное, приведет к пересмотру инвестпрограммы РЖД, уверен Безбородов. Программа должна корректироваться в части реализации инфраструктурных проектов РЖД, сохраняя при этом ориентацию на ускоренное обновление парка локомотивов, добавляет Бурмистров: тяговый состав изношен, при этом самих локомотивов не хватает.

На привлечении заемных средств снижение погрузки не скажется из-за финансово устойчивого положения компании, уверены Безбородов и Бурмистров. Можно сколько угодно критиковать руководство РЖД, но компания остается первоклассным заемщиком, замечает первый. А финансирование РЖД государством не привязано к уровню погрузки госкомпании, замечает второй. Напротив, если ситуация ухудшится, актуальность господдержки только усилится, добавляет он.

На 2013 г. у РЖД запланированы инвестиции в размере 411,4 млрд руб., на 2014 г. - 360 млрд руб., на 2015 г. - 346,1 млрд руб., напоминает представитель компании. Общие инвестиции до 2018 г. должны составить 2,7 трлн руб., говорится в материалах Минэкономразвития (курирует РЖД). В середине прошлого года РЖД представила в правительство проект инвестпрограммы до 2020 г. объемом 5,7 трлн руб. Самостоятельно компания может профинансировать только две трети этой программы. Лимит заимствований на 2013 и 2014 гг. в 100 млрд руб. сохранился, но в следующем году он будет выбираться исходя из нужд финансирования инвестпрограммы, предупреждает представитель РЖД.