Раскрытие за 1 млрд

При госзакупках на сумму свыше 1 млрд руб. федеральные ведомства должны требовать от поставщиков раскрыть бенефициаров, считает Минэкономразвития

Сбор информации о бенефициарах поставщиков (физические лица, владеющие более 10% компании) предусмотрен вступающим с 2014 г. законом о федеральной контрактной системе (ФКС). Размер закупок, при которых нужно раскрывать эти сведения, должно определить правительство.

Минэкономразвития уже подготовило и направило в правительство проект постановления, сообщил вчера замминистра Евгений Елин: для закупок федеральных органов устанавливается планка в 1 млрд руб., субфедеральных и муниципальных - 100 млн. Ранее ведомство предлагало в проекте документа (опубликован на едином портале раскрытия информации) единый порог в 1 млрд руб.

Подрядчик, который вовремя не раскроет информацию, будет оштрафован - 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Если среди руководителей ведомства и подрядчика есть родственники, контракт может быть признан недействительным.

В 2011-2012 гг. на госзаказы стоимостью свыше 1 млрд руб. было потрачено 1,7 трлн руб. - это 70% от крупных госконтрактов (свыше 500 млн руб.), говорилось в пояснительной записке к проекту. Размер консолидированного госзаказа в 2012 г. - около 6 трлн руб. Три четверти заказов стоимостью свыше 1 млрд руб. - контракты на строительство и реконструкцию автодорог, зданий и сооружений. Для гособоронзаказа предлагалось установить очень низкий порог в 500 000 руб., сказал Елин, фактически пришлось бы раскрывать бенефициаров почти всех поставщиков. Но от идеи в итоге отказались, признался он. Представитель Рособоронзаказа не комментирует позицию ведомства.

Проект постановления находится на рассмотрении у первого вице-премьера Игоря Шувалова, сказал его представитель. Порог еще может поменяться - как вырасти, так и уменьшиться, отмечает федеральный чиновник: «Посмотрим, как это работать будет [порог в 1 млрд руб.], посоветуемся с ведомствами, экспертами и бизнесом».

Непонятно, чем поможет норматив, скептичен федеральный чиновник, занимающийся вопросами госзакупок, выявлять цепочки недобросовестных поставщиков, проверять, куда уплывают деньги, должны органы финансового мониторинга и правоохранительные органы. К тому же требование легко обойти, раздробив заказ на несколько лотов, рассказывает он, ведомства уже так поступают, чтобы увеличить число тендеров.

Подход будет избирательным, сетует координатор проекта «Роспил» Константин Калмыков: по закону о ФКС исполнитель обязан раскрывать данные только заказчику, органы контроля получают их только по запросу, а не автоматически. А вероятность предоставления информации по общественному запросу минимальна, объясняет он.

Любое раскрытие информации полезно, спорит директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев: по базе госзакупок можно будет проследить, какое ведомство изменило политику закупок, резко снизив количество контрактов на сумму более 1 млрд руб. К таким чиновникам возникнут вопросы, прогнозирует эксперт.