Интернет-торговцы поссорились из-за импорта

Интернет-ритейлеры рассорились из-за параллельного импорта. Wikimart объявила об уходе из отраслевой ассоциации, посчитав запрет на независимый ввоз брендов выгодным только крупнейшим игрокам
Компания Максима Фалдина вышла из АКИТ в знак протеста против соблюдения «интересов отдельных компаний»/ Руслан Кривобок/ РИА Новости

Крупный интернет-ритейлер Wikimart объявил об уходе из отраслевой Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), говорится в сообщении онлайн-молла. «Мы создавали ассоциацию компаний интернет-торговли, а получили ассоциацию двух компаний - «М.видео» и Enter. Я с большим уважением отношусь к этим двум компаниям и их основателям. Но в силу конкуренции наши интересы бывают различны. Это нормально: создавая вместе ассоциацию, я рассчитывал, что мы сможем управлять конфликтами интересов, находить компромиссы в нашей общественной деятельности», - написал в своем блоге руководитель Wikimart Максим Фалдин.

Участникам АКИТ не удалось достичь компромисса в вопросе параллельного импорта (право импортировать товар без разрешения владельца прав на его товарный знак): против его легализации высказывались представители крупных ритейлеров. «...Крестовый поход «М.видео» против так называемого параллельного импорта, активно подержанный Enter, оказался важнее долгосрочных целей строительства отрасли, - написал Фалдин. - В своей борьбе с параллельным импортом наша ассоциация забыла про потребителя, не смогла привлечь на свою сторону производителей, убедить правительство. По-другому быть не могло: причина движения за запрет параллельного импорта очевидна - это узкие краткосрочные интересы отдельных компаний».

Целями АКИТ по-прежнему являются «становление добросовестных принципов конкуренции», безопасный сервис на рынке электронной коммерции, «усиление позиций цивилизованных игроков и сокращение доли серого рынка», сказал президент АКИТ Сергей Румянцев. Представитель «М.видео» не смог оперативно прокомментировать заявления главы Wikimart.

По мнению Фалдина, запрет параллельного импорта может стать прямым ограничением конкуренции, которое выгодно «лишь нескольким крупным федеральным ритейлерам и больше никому - ни потребителю, ни производителям, ни стране». «Я не готов вместе с вами игнорировать тот факт, что маленькие магазины зачастую дают лучший сервис своим покупателям. Я не готов делать вид, что они все «чернушники», а их легально растаможенный товар - это «серяк». Если они не имеют наших капиталов и нашего масштаба, это не значит, что все воруют и занимаются контрабандой. Если они не ходят на поклон к официальным дистрибуторам внутри страны, а легально покупают товар за границей, это не делает их товар хуже для покупателя. Но это часто делает этот товар дешевле для покупателя», - подчеркивает Фалдин.

Сейчас параллельный импорт запрещен. Товар могут ввозить только сами владельцы исключительных прав на товарный знак (или с их письменного разрешения). В апреле вице-премьер Игорь Шувалов на специальном совещании поддержал легализацию параллельного импорта; инициатором дискуссии и главным сторонником такой меры является Федеральная антимонопольная служба.

Против легализации параллельного импорта выступает Минпромторг и отраслевые объединения, апеллирующие к тому, что снятие запрета сделает невыгодной локализацию производственных мощностей в России и не повлияет существенно на розничные цены товаров. Так, по данным исследования GfK (подробнее см. стр. 16), почти все опрошенные компании-производители ожидают, что либерализация параллельного импорта снизит рентабельность бизнеса из-за недобросовестной внутрибрендовой конкуренции. Половина опрошенных опасается, что снятие запрета на параллельный импорт может повлечь сокращение инвестиций в производство в России.

В конце мая 2013 г. Румянцев направил письмо премьеру Дмитрию Медведеву, где прогнозировал, что легализация параллельного импорта может привести к оттоку инвесторов с рынка онлайн-ритейла и уходу в тень до 100% магазинов.