РЖД сбавила скорость


В августе - сентябре осложнилась ситуация с вывозом грузов, сообщил Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава (некоммерческое партнерство крупнейших железнодорожных операторов). В апреле - августе оборот вагона вырос с 18,7 до 19,4 суток (полувагона - с 17,4 до 18,4 суток), говорится в письме на имя заместителя министра транспорта Алексея Цыденова. Причины ухудшения ситуации на сети РЖД - сезонный фактор (рост интенсивности движения пассажирских поездов, увеличение перевозок угля перед отопительным сезоном) и отсутствие полноценно работающей технологии управления вагонами.

РЖД утвердила Единую сетевую технологию перевозок (ЕСТП) в конце прошлого года. Документ предполагает, что грузоотправитель должен в своей заявке на отправку грузов в течение месяца указывать ежедневный объем отгрузки и представлять перевозчику такой график за 40 дней. Внедрение ЕСТП требует изменения нормативной базы, подчеркивается в письме Совета операторов. Поэтому партнерство предлагает Минтрансу перейти от помесячного планирования перевозок к понедельному (в письме оно названо дискретным. - «Ведомости»), следует из сообщения организации. То есть грузоотправители должны подтверждать перевозки грузов каждую неделю, поясняет представитель партнерства. Еще одна мера - создание стимулов для привлечения частных инвестиций в перевозочный сегмент.

Готов ли Минтранс менять технологию управления парком, пока не ясно. Представитель на вопросы не ответил. Его коллега из РЖД заявление партнерства не комментирует.

Против ЕСТП выступали грузоотправители - НП «Русская сталь» (объединяет крупнейшие металлургические компании) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ). При поставках на внутренний рынок отгрузки выполняются после оплаты - это не дает возможности планировать объемы и направления отгрузок, писал в письме в Минтранс исполнительный директор РАПУ Игорь Калужский. Из-за этого планирование перевозок после введения ЕСТП осуществляется наугад, отмечает он.

ЕСТП не заработала из-за жесткой позиции ФАС, которая не раз делала РЖД предупреждения о том, что такая технология перевозок нарушает действующее законодательство, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Дискретная система планирования перевозок наиболее выгодна крупнейшим операторам, которые имеют значительный парк и хотят инвестировать в локомотивную тягу, говорит эксперт, они могут оперативно реагировать на запросы грузоотправителей.