Почему дорожает «Уралкалий»

«Уралкалий» подорожал на новостях о том, что на пакет Сулеймана Керимова в компании нашлись покупатели. Инвесторы надеются, что новый владелец возобновит диалог с белорусскими властями
Инвесторы обрадовались перспективе смены основного владельца «Уралкалия»/ А.Рудаков

Пакетом Керимова интересуются основной владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков, владелец «Русснефти» Михаил Гуцериев и бывший руководитель Госстроя Владимир Коган, рассказали два источника, близких к Керимову. Интерес Когана подтвердил еще и федеральный чиновник. По данным ИТАР-ТАСС, претенденты на пакет в «Уралкалии» даже сформировали инвестиционный консорциум, «чтобы облегчить процесс привлечения финансирования».

Вчера «Уралкалий» оказался в лидерах роста. На Московской бирже компания вчера подорожала на 8,7% до 519,5 млрд руб., на Лондонской - на 9,98% до $15,7 млрд. Так рынок отреагировал на новость о том, что Suleyman Kerimov Foundation (благотворительный фонд, куда сенатор Сулейман Керимов перевел все свои активы) может продать пакет в «Уралкалии». Сейчас фонду принадлежит 21,75% компании. По сегодняшним котировкам на Лондонской бирже это $3,3 млрд.

Представитель Nafta Moskva (компания Керимова) возможность продажи пакета в «Уралкалии» отрицает. Евтушенков свой интерес к «Уралкалию» отрицает, передало Reuters слова бизнесмена. «Я тоже все это читаю. Ничего за этим не стоит», - сказал Евтушенков. Представитель «Русснефти» (компания Гуцериева) от комментариев отказался. Связаться с представителями Когана не удалось.

Сейчас рынок позитивно воспринимает любую информацию, которая сулит скорейшее разрешение конфликта с Белоруссией: очевидно, что у заинтересованных в покупке пакета больше шансов договориться с президентом республики Александром Лукашенко, чем у Керимова, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Рынок позитивно отреагировал на возможную продажу доли Керимова в «Уралкалии», так как мог посчитать, что компания без участия предпринимателя может вернуться к прежней стратегии бизнеса, приносившей ей огромную маржу (рентабельность компании по EBITDA в лучшие годы превышала 70%) - «цена превыше объема», говорит сейлз ИФК «Метрополь» Сергей Фильченков.

Два источника, близких к Керимову, подчеркивают: пока никакого решения о продаже нет. Позиция самого Керимова до сих пор непонятна. Естественно, на определенном этапе он рассматривал возможность продажи компании, но не в такой ситуации, подчеркивает он.

Выйти из капитала «Уралкалия» требует Лукашенко, рассказывают собеседники «Ведомостей». Правда, непонятно, чего он этим пытается добиться: вряд ли новый собственник решит вернуться к прежней сбытовой стратегии, рассуждает один из них. Ни с Керимовым, ни без него «Уралкалий» не вернется к прежней стратегии, уверен Фильченков.

В конце июля «Уралкалий» объявил, что больше не будет продавать калий через СП с государственным «Беларуськалием» - Белорусскую калийную компанию (БКК) и меняет сбытовую стратегию: отказывается от традиционного для отрасли принципа «цена превыше объема» и будет продавать как можно большее количество продукции, невзирая на цену. Тогда гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер заявил, что уже до конца года калий подешевеет ниже $300/т. Но российская компания может себе позволить продавать по таким ценам - себестоимость производства у нее - $62/т. А «Беларуськалий» после прекращения работы БКК не смог подписать новые контракты - компании пришлось остановить два из четырех действующих рудников. И в итоге 26 августа Баумгертнер был арестован в Минске после переговоров с премьером Михаилом Мясниковичем (топ-менеджер до сих пор в белорусской тюрьме).

Если даже пакет Керимова будет продан и новым владельцам удастся добиться освобождения Баумгертнера, это плюс для компании только в краткосрочной перспективе, отмечает Юминов. Нужно понимать, будут ли продавать акции вместе с Керимовым другие владельцы компании - Анатолий Скуров и Филарет Гальчев, подчеркивает эксперт. Связаться со Скуровым вчера не удалось, с представителем Гальчева - тоже.

Гальчев вместе с Керимовым и Александром Несисом покупал долю в «Уралкалии» в 2010 г. у Дмитрия Рыболовлева, а Скуров вместе с депутатом Госдумы Зелимханом Муцоевым - пакет в «Сильвините» у Петра Кондрашева. В 2011 г. «Уралкалий» и «Сильвинит» были объединены. Муцоев и Несис уже вышли из «Уралкалия»: первый продал 6,43% акций самой компании, а Несис - 5,1% через несколько сделок пут-опционов, причем большая часть пакета в итоге досталась фонду Керимова.

Сейчас доля Гальчева стоит $1,1 млрд, а Скурова - $739,2 млн.

Если будут выходить все, покупателям придется занимать и в итоге это обернется высокими дивидендами для обслуживания долгов, отмечает Юминов. А инвесторы, по его словам, заинтересованы прежде всего в стабильном и положительном денежном потоке, которого хватает и на развитие, и на дивиденды.