Минпромторг обновит автопарк

Министерство хочет заменить транспортный налог экологическим сбором и ограничить срок эксплуатации коммерческих автомобилей. Производители такую инициативу поддерживают

До конца 2013 г. Минпромторг предлагает заменить для коммерческих автомобилей транспортный налог экологическим сбором. Его ставка будет дифференцированной в зависимости от экологического класса, объема двигателя и возраста коммерческих автомобилей, рассказал на конференции «Ведомостей» «Комавто-2013» замминистра Минпромторга Алексей Рахманов. Коэффициент к базовой ставке транспортного налога может колебаться от 0,86 (для автомобилей выше «Евро-4» и моложе 5 лет) до 3,6 (ниже «Евро-4» и старше 20 лет).

Это одна из мер, предлагаемых Минпромторгом для обновления автомобильного парка, что в итоге должно улучшить экологию и повысить безопасность перевозок, замечает Рахманов. По данным министерства, сейчас больше всего машин старше 10 лет в сегменте грузовиков (см. график).

Еще одна возможная мера - установление предельных сроков эксплуатации коммерческих автомобилей от 7 до 15 лет (в зависимости от категории), рассказал Рахманов. Под ограничение 7 лет могут подпасть, например, «Газели», уточнил он. По его словам, механизм еще обсуждается, в частности, с Минтрансом. Минтранс не поддерживает идею введения предельных сроков эксплуатации коммерческой техники, сказал представитель министерства, отказавшись от других комментариев.

Логичным был бы поэтапный вывод устаревшей техники (например, с привязкой к дополнительной характеристике - не только возраст, но и техническое состояние машины), в противном случае автозаводы не смогут быстро предложить рынку дополнительные автомобили, а импортеры - товар по устраивающей всех цене, считает директор НАПИ Татьяна Арабаджи. Выводить технику нужно постепенно, согласен директор дивизиона «легкие коммерческие автомобили» группы ГАЗ Вадим Сорокин. Но, по его словам, потенциал российских автозаводов позволяет провести обновление автопарка ускоренными темпами, в том числе за счет введения дополнительных смен. Например, ГАЗ работает в одну смену, добавляет он. При этом важно, чтобы обновление автопарка сопровождалось развитием системы утилизации автомобилей, подчеркивают Арабаджи и Сорокин. Меры, стимулирующие владельцев сдавать свои машины в утилизацию, пока обсуждаются, конкретные решения будут приниматься исходя из ситуации на рынке, заметил Рахманов.

«Камаз» поддерживает идею введения дифференцированного налога и предельного срока эксплуатации, сказал представитель компании Олег Афанасьев. Для коммерческого сектора изношенность автомобилей представляет реальную угрозу безопасности, замечает он. Но, подчеркивает Афанасьев, ограничение эксплуатации должно быть поэтапным.

Гендиректор транспортной компании «Совтрансавтоэкспедиция» Леонид Шляпников говорит, что поддерживает планы ограничения сроков эксплуатации. Экономически эффективно эксплуатировать коммерческие автомобили до 5-6 лет, после чего заметно возрастает стоимость владения грузовиками, поясняет он. Сейчас большая часть рынка приходится на мелких перевозчиков, которые, как правило, используют сильно изношенную технику, демпингуя и угрожая безопасности перевозок, говорит Шляпников. По его прогнозу, установление предельных сроков приведет к консолидации отрасли и оздоровлению рынка.