Москва сокращает расходы на дороги

Правительство Москвы вынуждено резать расходы. Как стало известно «Ведомостям», больше всего пострадала программа по строительству автодорог - она сокращается в полтора раза
С.Николаев/ Ведомости

Вчера правительство Москвы приняло прогноз социально-экономического развития и проект бюджета города на 2014-2016 гг. Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, экономика Москвы продолжит расти прежними темпами, пообещал и. о. руководителя департамента экономической политики и развития Максим Решетников. Бюджет сверстан исходя из умеренно оптимистичного сценария: ежегодные темпы роста ВРП - 2,3-3%, инвестиции - 6-7%.

По сравнению с действующим законом о бюджете доходы в 2014-2015 гг. сокращаются на 120 млрд и на 137 млрд руб. соответственно, расходы - на 129 млрд и 181 млрд. Сравнивать показатели 2014 и 2013 гг. сложно, так как они не учитывают финансовую помощь федерального бюджета, комментирует аналитик S&P Карен Вартапетов. Это около 30-40 млрд руб., без учета этих денег доходы падают на 5%, а расходы - на 11%, подсчитал он. В 2015-2016 гг. доходы растут на 6 и 4%, расходы - на 3 и 3,5%. Это очень консервативные показатели, говорит Вартапетов. Впрочем, расходная часть часто недоисполняется, указывает он: в прошлом году адресная инвестиционная программа была выполнена на 88%.

Более половины расходов города - социальные, сообщил врио мэра Сергей Собянин. На госпрограммы «Социальная поддержка жителей Москвы» в 2014 г. будет потрачено 335 млрд руб., «Столичное образование» - 260 млрд, «Столичное здравоохранение» - 206 млрд. Найти деньги будет непросто. По словам Решетникова, снизились поступления налога на прибыль, но увеличиваются НДФЛ в связи с ростом зарплаты и имущественных налогов.

Чтобы сбалансировать бюджет, властям пришлось значительно сократить адресную инвестиционную программу (АИП). За три года она составит 1,13 трлн руб., говорится в проекте документа (есть у «Ведомостей»). В 2014 г. расходы по АИП сократятся почти на 75 млрд руб. до 375 млрд. Большая часть расходов по АИП - на развитие транспортной инфраструктуры, сказал вчера и. о. заммэра Марат Хуснуллин.

Сильнее всего пострадало дорожное строительство: если в действующей программе было заложено в 2014 г. 143 млрд руб., то в новом варианте - всего 94,7 млрд. Зато возросли расходы на строительство трамвайных линий и железнодорожной инфраструктуры, говорит Хуснуллин. Всего планируется построить и реконструировать примерно 400 км автомобильных дорог, причем впервые часть будет финансироваться из внебюджетных источников, обещает чиновник. Например, на МКАД 13 развязок будут реконструированы за счет бюджета, но все примыкающие дороги и разгонные полосы будут финансироваться инвесторами. Он также сообщил, что по ряду направлений частные инвесторы могут финансировать до половины инвестиционной программы. Так, в городе планируется построить примерно 100 новых объектов здравоохранения, из них 49 - за счет внебюджетного финансирования.

Самая амбициозная программа Собянина - строительство метро - будет скорректирована не так ощутимо (133,7 млрд руб. в 2014 г. - меньше на 9 млрд, чем в действующей АИП). По плану до конца 2016 г. должен быть построен 71 км новых линий подземки и завершена работа по созданию северной части Третьего пересадочного контура. Немного увеличатся инвестиции в строительство объектов здравоохранения и образования. Программу «Жилище» сократят незначительно. Например, в 2014 г. - на 7,2 млрд руб. до 45 млрд. Всего в 2014-2016 гг. должно быть построено 1,78 млн кв. м социального жилья, инвестиции составят 120 млрд руб.

Даже с сокращенными инвестициями бюджет остается дефицитным. Недостаток доходов планируется покрывать облигационными займами, указывает Вартапетов. «Поскольку мы на покрытие дефицита бюджета направляем заимствования, то несколько растет государственный долг, - сказала и. о. министра финансов Вера Чистова. - Но сегодня он находится на безопасном уровне - это 30% расходов бюджета, или 3,1% к нашему региональному продукту».