Грефу дороги чужие вклады

Банковский сектор вслед за экономикой близок к стагнации. Обеспечивавшее рост розничное кредитование под давлением регулятора резко замедляется. Чтобы добить экспресс-кредитование, президент Сбербанка Герман Греф предложил «выгнать» его игроков с рынка вкладов, пообещав взамен удешевить корпоративные кредиты
С.Портер/ Ведомости

Пресс-служба ВТБ не смогла предоставить данные о динамике портфеля в августе. Представитель Альфа-банка, у которого сокращение корпоративного портфеля за месяц составило 1,5%, от комментариев отказался.

Последние годы Сбербанк устойчиво теряет долю на рынке вкладов - сейчас 44,5%. Впрочем, ставки у него намного ниже, чем у лидеров экспресс-кредитования (см. инфографику). Год назад в топ-10 банков, привлекающих наибольший объем вкладов, впервые попал «Русский стандарт», а в начале этого года - ХКФ. Оба банка обошли универсальных игроков, кратно превосходящих их по размеру.

После короткого оживления в начале лета кредитование снова снижает обороты. В августе совокупный портфель банков прибавил 1,8% против 2,2% в июле. Обе эти цифры включают в себя переоценку валютных портфелей - формально валютных кредитов тем больше, чем ниже курс рубля.

Особенно сильно это проявляется в кредитовании компаний - они занимают в валюте гораздо чаще, чем население. Даже с учетом переоценки корпоративный портфель в августе, по данным Центробанка, вырос лишь на 1,5% против 2% в июле. Вклад колебаний курса ЦБ раскрыл лишь однажды - в июне, и разница номинального и реального роста оказалась трехкратной: 1,4 и 0,5%.

Из отчетности большинства крупных банков видно, что в августе рост корпоративных портфелей замедлился, а то и вовсе прекратился. Сбербанк после июльского рывка в августе снова отстал от рынка: его корпоративный портфель вырос на 0,8%, а с начала года - всего на 3,5% (до 7,7 трлн). Не помогло и снижение ставок, которое он проводил в этом году уже дважды.

Пресс-служба «МДМ банка» (-4% за август) указывает на сезонный фактор и утверждает, что в сентябре ситуация выправилась. Представитель «Уралсиба» (-12% с начала года) на запрос «Ведомостей» не ответил.

Виновные в стагнации и дороговизне корпоративных кредитов банки вчера назвал Греф. Ими оказались банки, занимающиеся необеспеченным потребкредитованием. «Можно ли сделать ставки [для компаний] ниже? Можно, но это вопрос не ко мне <...> Нужно выгнать с рынка депозитов банки, которые занимаются pos-кредитованием (в торговых точках. - «Ведомости»)», - заявил Греф.

Такие банки за последние три года стали крупнейшими держателями вкладов - «это нонсенс, это недостатки системы регулирования». «Они съели нашу депозитную базу, я не могу платить 13% годовых по депозитам, а эти банки размещают ресурсы под 40-50-60% годовых и совершенно спокойно могут дать 13% годовых», - сказал Греф.

Греф считает неправильным, когда такого рода банки ставят на один уровень со Сбербанком. «Их поставили на одну планку со мной, и я оплачиваю все их риски, платя в фонд страхования [вкладов]. Поэтому эта система не летает, ее надо менять комплексно, на это уйдет несколько лет», - заметил Греф.

Если такие банки «выгнать» с рынка вкладов, а также снизить инфляцию, то ставки по кредитам могут уменьшиться до 6-7%, полагает президент Сбербанка. «Если инфляция будет, условно говоря, в районе 4-5%, а для этого все предпосылки есть, то ставки в районе 6-7% годовых - это вполне достижимая реальность», - сказал Греф.

Президент ВТБ Андрей Костин не согласен с коллегой: «Запрет - вещь неправильная, проблемы с завышенными ставками надо решать по-другому: регулированием со стороны ЦБ и отменой 100%-ной гарантии по вкладам - она полностью снимает ответственность [за выбор банка]».

«Я очень разочарован, я думал, Греф за свободный рынок, а получается, он не смог конкурировать и включил административный ресурс», - говорит руководитель крупного частного розничного банка. Сбербанк пытался заняться экспресс-кредитованием, купил одного из лидеров этого рынка - «Сетелем».

«Меры по ограничению ставок по вкладам должны быть рыночными, банки должны сами управлять своим ценообразованием. Просто перекрывать кислород ритейловым банкам - мера жестокая», - считает директор по рынкам капитала «Восточного экспресса» Виктор Тимотин.

Розничное кредитование тоже замедляется с 2,8 до 2,5%, тоже сбавляет темп - во многом усилиями Центробанка. С марта он повысил резервы на возможные потери по розничным необеспеченным кредитам. А с июля ввел повышенные коэффициенты риска для кредитов дороже 25% годовых. Эти меры, по признанию регулятора, оказались недостаточно эффективны. И с 2014 г. ЦБ планирует повторно уже «до запретительного уровня» повысить коэффициенты риска для супердорогих кредитов. Но пассивные операции банков ЦБ пока не ограничивал.

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка потребкредитования выразили надежду, что регулятор не послушает Грефа. В пресс-службе ЦБ не ответили на запрос.

Статистика показывает, что летом в потребкредитовании тоже началось замедление.

Согласно российской отчетности, за июнь - июль «Русский стандарт» нарастил розничный портфель на 4,4%, ХКФ - на 3%, «Восточный экспресс» - на 3,4%. Это медленнее, чем даже «Сбер» с его эффектом высокой базы, - 5,4% за два месяца.

Год назад эти же банки росли в 2-3 раза быстрее. «Если летом прошлого года выдача кредитов в среднем за месяц росла на 10,8%, то за это лето выдача кредитов наличными снижалась на 18,3%», - признает представитель ХКФ-банка. В августе портфель вырос всего на 0,7%, говорит он.

Спрос на кредиты со стороны населения не ослабевает, но банки сами ограничивают рост бизнеса. «Банки более аккуратно относятся к риску - повлияли и действия ЦБ, и возросшая закредитованность населения», - говорит Тимотин. «Лето банк» из группы ВТБ сейчас одобряет всего около 27% заявок на кредиты наличными, хотя изначально предполагалось одобрять 60%, рассказывает руководитель дирекции банка Михаил Крюков.

Банки пытаются расти только за счет качественных кредитов. «Восточный экспресс» замещает старый портфель «более качественными заемщиками» и за счет этого рассчитывает увеличить прибыль по итогам 2013 г., говорит Тимотин.

«Банк отсекает закредитованных клиентов, отказывает тем, у кого уже более трех кредитов», - рассказывает банкир.

Аналогичные меры ввел ХКФ: банк не кредитует заемщиков, уже имеющих больше трех кредитов, второй кредит выдает только через три месяца после первого, третий - только через полгода после второго.

Однако, признают банкиры, проконтролировать, чтобы заемщик потом не набрал еще пару-тройку кредитов у конкурентов, возможности нет. «Мы рассчитываем на то, что основные игроки рынка потребкредитования также понимают эту проблему и не наращивают кредитную нагрузку заемщиков и риски банков», - говорит Тимотин.

«Размер маржи неизбежно будет скорректирован, и я не исключаю, что какие-то игроки экспресс-кредитования уже в этом году покажут убытки из-за повышенного резервирования ожидаемых потерь», - говорит Крюков.