Миллиарды от арабов

Арабские Эмираты вложат в российскую инфраструктуру $5 млрд - в строительство дорог, мостов и портов. Это рекордные инвестиции из Восточного региона

Кроме того, РФПИ в составе консорциума «Столичный тракт» (в него входят австралийский фонд Macquarie Russia & CIS Infrastructure Fund, УК «Лидер» и Газпромбанк) подал заявку на участие в конкурсе на строительство и эксплуатацию участка трассы Москва - Санкт-Петербург с 543-го по 684-й км. Стартовая стоимость контракта - 83,1 млрд руб., доля частных инвестиций - не менее 25%.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и департамент финансов Абу-Даби создают совместный фонд для инвестиций в российскую инфраструктуру, сообщила вчера пресс-служба Кремля. Эмират вложит $5 млрд.

РФПИ уже активно сотрудничает с арабскими инвесторами (см. врез), отмечает гендиректор фонда Кирилл Дмитриев, но это самая значительная их инвестиция в Россию и одна из самых масштабных программ инфраструктурных инвестиций в мире.

Часть средств из $5 млрд Абу-Даби будет соинвестировать с РФПИ на автоматической основе, какую именно - Дмитриев не уточняет. У арабского фонда нет ограничений по размеру инвестиций в один проект - но вряд ли вложения превысят 10% от общей суммы, рассказывает он.

В России фонду есть где развернуться. Ему могут быть интересны проекты Минтранса по строительству платных дорог, инвестиции в мосты и порты в рамках частно-государственного партнерства, перечисляет Дмитриев.

Сам РФПИ уже активно участвует в проектах «Автодора». В августе стало известно, что РФПИ и его соинвесторы готовы вложить до 60 млрд руб. в строительство Центральной кольцевой автодороги вокруг Москвы. Это хороший пример объекта, в который потенциально мог бы вложить средства арабский фонд, отмечает Дмитриев. По его словам, помимо бюджетных денег и средств ФНБ планируется привлечь для строительства этой дороги около $2-5 млрд от частных и суверенных иностранных фондов. Инвестиции самого РФПИ - 60 млрд руб., эта сумма сопоставима со всеми предыдущими проектами фонда, вместе взятыми.

Вкладывая в долгосрочные проекты, инвесторы не рассчитывают на доходность, которую, как правило, ожидают фонды прямых инвестиций, говорит Дмитриев: «Это долгосрочные и надежные инвестиции - доходность может быть меньше».

Обычно фонды на растущих рынках хотят получить доходность не менее 20% на инвестиции в акционерный капитал, а при вложениях в инфраструктуру можно рассчитывать только на 8-14% долларовой доходности, подтверждает менеджер глобального инвестфонда: «Да и такие проекты в России надо еще поискать». Арабский фонд будет смотреть только на реально доходные проекты, подчеркивает Дмитриев: «Убыточных инвестиций не будет».