Инвестиции по-тагански

Сотрудники МВД и ФСБ задержали участников таганской преступной группировки, подозреваемых в краже у регистратора акций «Газпрома» и попытке кражи бумаг Сбербанка
Таганская ОПГ успела украсть акции «Газпрома», но не успела провести тот же трюк с бумагами Сбербанка/ A.Zemlianichenko Jr./ Bloomberg

Специализированный регистратор «Газпрома» - «СР-Драга», он взаимодействует с депозитарной сетью Газпромбанка, охватывающей более 60 регионов. Реестром акционеров Сбербанка занимается «Статус» (25 филиалов). Связаться с представителями обоих регистраторов вчера не удалось. Представитель Сбербанка сообщил, что в банке знают о попытке кражи, но пока что ситуацию не комментируют. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос «Ведомостей».

Организованная преступная группа украла акции «Газпрома» на 500 млн руб. и пыталась украсть акции Сбербанка на 80 млн руб., сообщила пресс-служба МВД. Задержаны организатор и шесть активных членов одной из групп, входящей в таганскую ОПГ, уточнил «Ведомостям» представитель МВД, уголовное дело в их отношении по ст. 159 ч. 4 (мошенничество в особо крупном размере) ведет Следственное управление ФСБ. Фамилии членов группировки МВД не называет, задержанным грозит лишение свободы на срок до 10 лет.

В противоправной деятельности подозреваемые задействовали банки, брокеров, регистраторские компании и биржу, сообщило МВД: они скупали акции, предоставляя в регистраторские и другие структуры подложные документы. В частности, подозреваемые с помощью сообщников из стран Прибалтики изготавливали поддельные паспорта акционеров, следует из сообщения.

«Это типичная схема из 1990-х гг., которая время от времени всплывает и сейчас», - говорит топ-менеджер одной из инвестиционных компаний.

Так, в 2010 г. миноритарий «Уралкалия» Анатолий Ломакин добился по суду возмещения ущерба за кражу 0,6% его акций, похитители так и не были найдены (см. врез).

Подобные схемы распространены в регионах, рассказывает трейдер одного из банков. По его словам, типичная схема выглядит так: злоумышленники покупают данные из реестра, узнают, кому и сколько принадлежит акций, составляют для регистратора поддельное распоряжение о переводе бумаг на другое лицо и затем продают акции на рынке.

По словам адвоката «Хренов и партнеры» Дмитрия Лобачева, если суд признает, что кражу совершили задержанные, потерпевшие смогут предъявлять к ним все свои требования о возмещении убытков. Кроме того, если окажется, что каким-либо образом регистратор допускал нарушения, которые сделали возможной кражу, владельцы пропавших акций могут адресовать свои иски и к нему, добавляет он.

Приходя в регистратор, мошенники не только приносят поддельные доверенности, но иногда сами представляются акционерами или же родственниками якобы покойного акционера, рассказывает заместитель гендиректора регистратора «Рост» Людмила Миронова. Регистраторы не всегда могут оперативно выявить признаки мошенничества, подделки бывают очень высокого качества, признает она.

Получить данные об акционерах несложно - их можно купить, например, у сотрудников регистратора, говорит трейдер банка. Также утечки информации могут случиться и у эмитента, и даже у налоговых органов, которые получают эти данные в периоды выплат дивидендов, говорит Миронова.

Часто воруют акции у лиц, получивших их в ходе приватизации, добавляет Миронова: многие из них долго не интересуются состоянием своего пакета, а приватизационные списки давно в широком доступе. Обычно мошенники выбирают акционеров, участвовавших в приватизации, подтверждает трейдер банка. Часто в реестре указаны данные еще советского паспорта и устаревшие номера телефонов, что делает практически невозможным проверку сведений регистратором, говорит Миронова.

Таганская организованная группировка хорошо известна в столице. В 2005 г. в Москве произошло неудачное покушение на бизнесмена Виктора Коледова, которого источники в МВД назвали тогда как одного из лидеров таганской ОПГ по кличке Губа. По словам источника в правоохранительных органах, сейчас группировка по-прежнему существует, дружит с некоторыми влиятельными ворами в законе и имеет интересы в нескольких малоизвестных широкой общественности банках.