Савельев еще полетает

Контракт с гендиректором «Аэрофлота» Виталием Савельевым будет продлен еще на пять лет. Премьер-министр Дмитрий Медведев мотивировал это тем, что он стал слышать про компанию «не только плохое, но и кое-что хорошее»
Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев/ С.Портер/ Ведомости

Вчера Медведев встречался с Савельевым. После встречи представитель премьера Наталья Тимакова сообщила, что председатель правительства решил внести его кандидатуру на новый срок. Речь идет о пятилетнем контракте, уточнил представитель «Аэрофлота». Савельев стал гендиректором «Аэрофлота» весной 2009 г. Контракт с ним был заключен на пять лет и истекает в апреле 2014 г.

Все профильные министры и вице-премьеры рекомендовали продлить контракт с Савельевым, объясняет Тимакова. Она указывает, что «Аэрофлот» - крупная компания с частными акционерами. Было бы неправильно затягивать на полгода с назначением гендиректора, добавляет Тимакова.

Начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев вспоминает, что при назначении никто из экспертов не считал, что Савельев долго продержится у руля компании. «Ему прочили относительно недолгое и безболезненное присутствие, связанное с необходимостью улучшить финансовый результат авиакомпании, а дальше «Аэрофлоту» грозила приватизация», - вспоминает эксперт.

Председатель совета директоров «Аэрофлота» Кирилл Андросов указывает, что за четыре года бизнес авиакомпании вырос более чем в 3 раза. В 2009 г. «Аэрофлот» перевез 8,8 млн пассажиров, а вместе с дочерними компаниями - 11,1 млн. Прогноз на 2013 г. для всей группы - около 30 млн. «Я не думаю, что в глобальной авиации есть подобные примеры. Средний темп роста рынка - 20%, плюс консолидация авиакомпаний «Ростехнологий», плюс естественный рост маршрутов», - говорит Андросов.

Еще одна заслуга Савельева - он избавил авиакомпанию от зависимости от пролетных денег, добавляет Андросов. Речь идет примерно о $500 млн, которые «Аэрофлот» получает от европейских авиакомпаний за пролет по транссибирской трассе. «В 2011 и 2012 гг. если бы «Аэрофлот» не получал эти деньги вообще, то оставался бы прибыльной компанией», - уверяет Андросов.

Пантелеев в любом случае не считает грядущую потерю пролетных денег проблемой для «Аэрофлота»: «Лишившись этих средств, «Аэрофлот» может попросить у правительства что-нибудь взамен. Савельев найдет, что в этом торге попросить, и очевидно, что ему это дадут. Его лоббистские способности очевидны, являются едва ли не наивысшими в отрасли и приносят пользу остальным». Среди достижений Савельева на лоббистском поприще эксперт называет проходящие сейчас изменения устаревших норм авиационного законодательства - введение невозвратных тарифов, возможность привлечения на работу иностранных пилотов, отмена бесплатных норм багажа и обязательного бесплатного питания на борту. При выполнении этих условий Савельев обещал президенту Владимиру Путину создать низкобюджетную авиакомпанию через полгода. По данным источника «Ведомостей», знакомого с содержанием встречи Медведева и Савельева, гендиректор «Аэрофлота» говорил премьеру, что лоукостер может появиться в мае 2013 г.

«Компания развивается, ее объемы сильно растут, - признает гендиректор базового для «Аэрофлота» аэропорта - «Шереметьево» Михаил Василенко. - Что касаются споров, которые возникают между аэропортом и авиакомпанией, - это нормальные споры между клиентом и поставщиком услуг. С точки зрения развития компания существенно в качестве поднялась, скрывать нечего».

Аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова указывает, что повышение качества обслуживания - заслуга еще команды Валерия Окулова. Но Савельеву удалось не только удержать, но и улучшить сервис. При нем был существенно обновлен парк компании. Савельеву, пожалуй, не удалось только повысить капитализацию компании. Она так и осталась примерно на уровне пятилетней давности, констатирует Сахнова.