Суверенитет, самостоятельность и целостность

Владимир Путин подвел итоги конференции Валдайского клуба, сформулировав свою концепцию национальной идентичности и намекнув на планы участвовать в выборах президента в 2018 г.
Владимир Путин/ M.Shipenkov/ AP

Более чем двухчасовое выступление в финальный день десятой конференции Валдайского клуба экспертов Владимир Путин начал с разъяснения того, как России обрести национальную идентичность.

Вопрос «кто мы?» звучит в обществе все громче, заявил Путин. По его словам, на Россию давят катастрофы ХХ в., после 1991 г. национальная идея не сформировалась, так как в этом не были заинтересованы элиты. Сейчас российской идентичности угрожают и процессы в других странах: на Западе «отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность, проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога и веру в сатану».

Определить идентичность, по мнению Путина, можно только с участием всего общества в дискуссиях, формирование ее на националистической основе недопустимо. В центре новой России должен стать человек, а гражданственность может быть сформирована при развитии местного самоуправления.

Но есть и границы дискуссии: суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловны, это красные линии, за которые нельзя заходить, считает Путин.

Речь Путина не вызвала уточняющих вопросов. Экспертов интересовали обстоятельства появления его статьи по Сирии в The New York Times (Путин придумал ее сам, а потом лично вписал абзац с критикой концепции американского превосходства), отношения с Украиной (она суверенная страна, но народы едины).

Три вопроса президенту задали представители оппозиции. Отвечая Владимиру Рыжкову, Путин допустил возможность амнистии фигурантов «болотного дела». На вопрос Ксении Собчак о роли молодых в политике президент ответил, что приветствует их участие, но только если они не действуют в стиле китайских хунвейбинов. Илье Пономареву, задавшему вопрос о соотношении финансовых полномочий Москвы и регионов, Путин сообщил, что правительство продолжает обсуждать их распределение.

В финале встречи Путин сам выступил в роли интервьюера, задав вопрос об исходе предстоящих выборов в Германии экс-министру Фолькеру Руэ, о стабильности правительства в Италии - экс-премьеру Романо Проди и о намерениях баллотироваться в президенты - экс-премьеру Франции Франсуа Фийону: если тот ответит, пообещал Путин, он и сам выскажется на эту тему. Фийон сказал, что не исключает такой возможности. «И я не исключаю», - добавил Путин.

Российским участникам клуба впервые за все время его существования дали возможность встретиться с российскими политиками - Путиным, главой администрации Сергеем Ивановым, первым замруководителя администрации Вячеславом Володиным, прежде на такие встречи звали только иностранных экспертов: это, видимо, последствия Болотной и Сахарова, рассуждает Рыжков. По его словам, слова про национализм он мог бы и сам произнести: России нужна новая база общественного согласия. Речь Путина мало чем отличалась от того, что он говорил раньше, но было много сказано о ценностях, говорит профессор Гарвардского университета Тимоти Колтон. Надо понимать, что о новых ценностях в США и Европе, которые Россия пока не принимает, начали говорить совсем недавно, а соответствующие законы были приняты три-четыре года назад, отмечает Колтон, призывая россиян к терпению.

Валдай