Праздничная дешевка

Именно в сентябре решается, какой будет новогодняя вечеринка: компании проводят тендеры среди ивент-агентств. Только почему-то ни заказчики, ни исполнители от новомодных тендеров не в восторге
А.Махонин/ Ведомости

В августе компания Superjob.ru объявила тендер на проведение корпоративного Нового года, оценив стоимость праздника в 10 млн руб. По словам Юлии Чашиной, HR-директора портала, победителя определили вчера. «Выбор подрядчика был очень похож на собеседование - 90% кандидатов отсеивались на проверке адекватности, - рассказывает Чашина. - Среди требований помимо технических деталей мы выделили опыт организации аналогичных мероприятий, наличие широкой партнерской сети, так как в теории это обеспечивает скидки, и клиентоориентированность».

Всего было получено более 20 красочно оформленных предложений от совершенно разных компаний и стало понятно, что большинство претендентов вообще не читают требования, делится впечатлениями Чашина: все хотят продать то, что у них есть.

«Одна компания, например, которая преодолела все преграды и прорвалась-таки на предварительную личную встречу, представила классическую презентацию, подарки, сувениры, сулила индивидуальный подход и креативные решения, в итоге пропала на месяц, - усмехается она. - Потом, после окончания тендера, они прислали нам предложение, которое превышало максимальный бюджет практически на четверть».

Посредники не нужны

Как следует из опроса, проведенного для «Ведомостей» компанией HeadHunter среди 267 представителей различных компаний, 80% тех, кто устраивает для своих сотрудников корпоративные торжества, делают это своими силами и лишь 17% - с помощью агентств, причем 35% из них проводят тендеры среди поставщиков. Как это повлияло на качество праздников?

За последнее время произошло ощутимое разделение агентств по специализациям, делится наблюдениями Дмитрий Калантаров, гендиректор рекламной группы «Сектор»: появились компании, которые специализируются на определенном типе мероприятий, а также полноценные агентства в регионах, которые в состоянии закрывать все потребности клиентов на локальном уровне.

Что касается заказчиков, они стали вести себя более придирчиво и пренебрежительно, замечает Калантаров: «Считают, что сами в состоянии через интернет пригласить артистов и подрядчиков. Как следствие, уменьшились бюджеты на основную массу мероприятий».

«В последнее время многие люди из ивент-агентств стали переходить на сторону клиента, - объясняет такое отношение Александр Шумович, партнер агентства Eventum Premo. - Квалификация заказчика растет: он хорошо ориентируется в ценах, сроках, подрядчиках - и сам, без привлечения агентства, может делать некоторые проекты».

Аукцион с переворотом

«Чаще всего тендер проводят крупные компании, у которых бюджет позволяет выбирать лучшего провайдера, - говорит Яна Жукова, креативный директор агентства «Праздник». - Конкурсы, как правило, закрытые, для участия в них приглашают не всех. А иногда компании заранее знают о том, кто будет делать торжество. Если не сказать больше - тендер проводится для галочки, а проект уже запущен в работу».

Обратной связи с такими компаниями нет, посмотреть итоги они предлагают на сайте, без особого желания отвечают на вопросы, говорит Жукова.

«Электронные торги - еще более уникальное изобретение, - продолжает она. - Агентство разрабатывает концепт, расписывает смету, регистрируется на электронной площадке и ждет дня торгов. А потом начинается аукцион, биржа: кто дешевле. Выигрывает тот, кто поставил минимальную цену. В результате сами компании часто звонят нам чуть ли не за день до мероприятия и просят: «Помогите, выручите, нас подвел поставщик».

Агентства сталкиваются и с другими трудностями. «В некоторых случаях после тендера сроки организации праздника оказываются такими сжатыми, что отвечать за качество продукта становится проблематично, - говорит Анна Варшавская, учредитель и совладелица компании «IQ Pro». - Другая проблема - во время тендерной процедуры может произойти замена технического задания без уведомления участников, что приводит к подготовке нескольких абсолютно разных предложений».

Держат оборону

«Мы отказываемся от тендеров, где рентабельность слишком низкая, - говорит Шумович. - Так было и раньше, и за последние три года ситуация не изменилась. Все дело в том, что некоторые компании переносят на рынок праздничных услуг практику, которая сложилась на других рынках, где агентство выступает посредником. Там комиссия минимальна - и кажется, что ивент-агентства тоже могут сократить комиссию до 2-3%. Но наши услуги не посреднические, мы делаем большой объем работы - и самостоятельно».

«Наша комиссия осталась прежней - 10-15% в зависимости от сложности проекта и величины бюджета, - рассказывает Калантаров. - Многие искренне полагают, что важнее выторговать понижение агентской комиссии, вместо того чтобы обратить внимание на сметные позиции у конкурентов, в которых присутствует «скрытая комиссия».

В последнее время вознаграждение агентств начало уменьшаться, признает Шумович. «Но на высококонкурентном рынке это естественный процесс, - замечает он. - В ответ на это игроки рынка стремятся расширить спектр услуг - разнообразить ассортимент собственного оборудования, дизайн, видео и проч.». Например, агентство «Праздник» увеличило собственный штат сотрудников, открыв оформительский, технический и креативный отделы, а также ресторан выездного обслуживания, говорит Жукова.

Издержки тендеров

По данным HeadHunter, в 73% компаний организацией Нового года занимается HR-отдел и в 13% - менеджеры отдела закупок.

«Отделы закупок имеют собственные KPI, - говорит Шумович. - Эффективность их работы складывается из способности сократить комиссию агентства, отодвинуть сроки платежей, зафиксировать ставки работы. Содержательная часть мероприятия не относится к компетенции хозяйственников. Нужно понимать мотивы таких структур - и тогда с ними вполне можно работать».

«До того момента, как компании начали проводить конкурсы, стоимость праздничных услуг на одного сотрудника оценивалась от 6000 до 12 000 руб., включая угощение, костюмы, подарки и т. д., - делится расчетами Сергей Князев, генеральный продюсер ГК «Князевъ». - Сегодня максимальная цена не превышает 8000 руб. На эти деньги предлагают примитивный набор услуг: зал, банкет, недорогой ведущий, ансамбль. Причем нередко все это организуется через своих же родственников».

«С введением тендеров много сил тратится впустую, - расстраивается Жукова. - Вместо качественной проработки и подготовки к проекту агентства вынуждены заниматься бумажной работой, которая к тому же иногда терпит фиаско, ведь сложно с первого раза понять, насколько честный тендер». «В идеале, если уж компании берутся выбирать поставщиков, они должны делать это в несколько этапов и, отобрав одного, компенсировать затраты другим, также прошедшим все туры конкурса», - рассуждает Князев.

Иногда все решает откат, говорит Жукова. По словам Князева, и он нередко сталкивался с такими предложениями. Мы стали меньше работать с компаниями, которые проводят тендеры через отделы закупок, и больше сосредоточились на заказах от руководства, соглашается Калантаров. «Раньше мы предоставляли своим клиентам скидку от артистов, а сегодня оставляем ее себе», - говорит Князев.

Эффект от праздника

«Как формируется тендерная комиссия? У представителей каких отделов больше полномочий для принятия финального решения и почему?» - задается вопросами Варшавская. И это далеко не полный их перечень. «Нам также хотелось бы узнать, каким образом определяется рентабельность проекта для компании при выборе победителя тендера, - продолжает она. - Под рентабельностью мы понимаем те дивиденды, которые мероприятие должно принести работодателю: повышение его авторитета в глазах сотрудников, улучшение эмоционального климата в компании».

В 58% компаний эффект от праздника не измеряется, говорят результаты опроса. 28% работодателей, которые это делают, судят о качестве мероприятия по количеству пришедших на него сотрудников, по отзывам, которые они потом оставляют, и по атмосфере праздника.

«В американском офисе нашей компании на Новый год обычно организуется кейтеринг, а европейский и российские офисы проводят выездные корпоративы, - рассказывает Юлия Ясиновская, PR-директор Parallels. - На вечеринку в Москве приезжает топ-менеджмент из разных стран». По ее словам, организацией корпоративного Нового года в компании традиционно занимается HR-отдел и эффект от проведенного мероприятия не оценивается.

В компании «Северсталь» эта работа поручена управлению корпоративных коммуникаций, а эффект измеряется путем проведения короткого опроса сотрудников. «В этом году бюджет мероприятия будет меньше, чем в прошлом году. За последние годы сформировалось порядка 10 агентств высокого уровня, которые способны провести любые мероприятия, - поделились в пресс-службе компании. - Выбор происходит между хорошим и очень хорошим предложением с точки зрения финансов и креатива».