Капитальный задел Центробанка

ЦБ разрешит банкам учитывать в капитале субординированные долги, но их нужно привлекать не менее чем на 50 лет. Пока в России таких банков всего два - и оба государственные
Михаил Сухов предлагает банкам планировать свой капитал на 50 лет вперед./ А.Махонин/ Ведомости

До сих пор у российских банков было лишь случаи привлечения бессрочного субординированного долга. Оба - у государственных ВТБ и Газпромбанка. ВТБ привлек в 2012 г. $2,25 млрд в капитал I уровня под 9,5% годовых. Газпромбанк разместил $1 млрд под 7,875%, пополнив капитал II уровня. Вчера Газпромбанк разместил субординированные еврооблигации для пополнения капитала II уровня на $750 млн с доходностью 7,5% годовых на 10 лет. При этом банк раскрыл инвесторам, как снизятся показатели достаточности его капитала после введения «Базеля III» (см. график). Представители ВТБ от комментариев отказались. Это позитивный сигнал, но маловероятно, что инструмент получит распространение, считает первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова.

Центробанк может разрешить российским банкам учитывать в основном капитале по международным требованиям «Базель III» бессрочные субординированные кредиты, срок которых превышает 50 лет, рассказал зампред регулятора Михаил Сухов. По его словам, к этой мысли ЦБ подтолкнуло обсуждение новых норм с банками, а решение может быть принято до конца года.

Такой долг регулятор готов включить в расчет основного капитала, но при одном условии. Привлекая деньги, банк должен оговорить право в одностороннем порядке через 50 лет продлить сделку без предварительного согласия кредитора. Это позволит ряду банков привлекать капитал не только за счет акционеров, но и с рынка «за счет нерезидентов», объяснил Сухов.

С января 2014 г. вступают в силу требования международных стандартов «Базель III» к капиталу банков, а значит, банкиров ждут новые нормативы по капиталам: по базовому - 5%, по основному - 5,5% (6% с 2015 г.), по совокупному остается 10%. Впрочем, основной способ пополнения капитала вряд ли придется на бессрочные займы, признает Сухов: «Мы задаем сектору примерный структурный рост капитала более высокого качества, который в наших условиях недостаточной активности финансовых рынков, скорее всего, будет компенсироваться за счет уставного капитала».

Это были штучные сделки, которые обоим банкам обошлись довольно дорого, говорит финансист, близкий к Сбербанку: «В России только тестируются такие истории, и без подробного изучения условий привлечения сложно судить, разрешил бы ЦБ включить их в основной капитал». Он уверяет, что крупнейшему банку страны этот инструмент пока не кажется экономически выгодным.

Такой способ пополнения капитала пока может быть доступен максимум для трех банков, считает аналитик ING Егор Федоров. Он видит два случая: при очень больших выпусках бондов у крупных банков либо в случае нерыночных размещений. По его словам, инвесторам неинтересны выпуски таких инструментов объемом менее $1 млрд.