Китай взял калий

Вторым по величине акционером «Уралкалия» после фонда Сулеймана Керимова стал китайский суверенный фонд Chengdong Investment Corporation (CIC)
Кроме одного места в совете директоров CIC не получит никаких других рычагов влияния на «Уралкалий»/ А. РУДАКОВ

Chengdong Investment Corporation (CIC) стал владельцем 12,5% «Уралкалия», сообщила вчера компания. Во вторник на LSE этот пакет стоил $2 млрд. Акции были приобретены у Wadge Holdings Ltd основных владельцев «Уралкалия» - Сулеймана Керимова, Филарета Гальчева и Анатолия Скурова. Эта компания в ноябре 2012 г. выпустила в пользу CIC облигации с погашением в 2014 г., конвертируемые в акции «Уралкалия». Сумма сделки не раскрывалась. Представитель Nafta Moskva Керимова от комментариев отказался.

Доли остальных акционеров не изменились: фонду Керимова Suleyman Kerimov Foundation принадлежит 21,75% акций, Гальчев и Скуров контролируют 7 и 4,8% соответственно. Теперь CIC может получить гарантированное место в совете директоров «Уралкалия», в котором сейчас заседает девять человек. Получить комментарии представителя CIC не удалось.

Источник, близкий к одному из владельцев «Уралкалия», объясняет, что бонды предусматривали несколько типов ковенантов: падение или рост капитализации, смену контролирующего акционера и др. Коридор по капитализации был установлен в пределах $20-26 млрд, говорит собеседник «Ведомостей». В случае если стоимость компании выходила за его пределы, CIC имел право купить акции по цене, «близкой к рынку». Этой возможностью фонд и воспользовался, продолжает источник, близкий к одному из владельцев «Уралкалия». Такую же верхнюю границу ценового коридора «Ведомостям» весной называли два источника, близких к акционерам «Уралкалия» и самой компании.

Когда «Уралкалий» объявил о выпуске бондов, он стоил на LSE $22 млрд. Но компания еще с июня стоит дешевле $20 млрд. Почему конвертация произошла только сейчас, собеседник «Ведомостей» не объясняет.

Вчера «Уралкалий» стоил $15,7 млрд. Котировки компании рухнули в конце июля, когда ее гендиректор Владислав Баумгертнер объявил о смене сбытовой стратегии. «Уралкалий» отказался продавать калий через СП с государственным «Беларуськалием» - Белорусскую калийную компанию (БКК). И если раньше превыше всего была цена продукции, то теперь - объем продаж, объявил Баумгертнер. Это должно быть на руку потребителям, крупнейшие из которых - китайские и индийские компании. Впрочем, в интервью «Ведомостям» в январе Баумгертнер подчеркивал, что CIC «всегда выступает финансовым инвестором, заходит в компанию надолго для получения прибыли, а не каких-либо торговых преференций». CIC - финансовый инвестор, уверяет и источник, близкий к «Уралкалию». Одно место в совете не позволит ему ни на что влиять, возможность продажи им акций фонд Керимова не рассматривает, добавляет собеседник «Ведомостей».

Разрыв картеля больно ударил по «Беларуськалию».

«Прайм» со ссылкой на свои источники передал, что в январе - июле валютная выручка компании упала вдвое до $1,47 млрд. А в августе производство калия упало на 48% в сравнении с июлем и на 50,3% в сравнении с августом 2012 г. - до 215 400 т, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на материалы Национального статистического комитета Белоруссии. В ответ белорусские власти арестовали Баумгертнера 26 августа в аэропорту Минска после переговоров с премьером Михаилом Мясниковичем, а против Керимова завели уголовное дело. Президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал смены акционеров «Уралкалия».

На долю Керимова появилось сразу несколько претендентов, рассказывали источники, близкие к бизнесмену и претендентам. Основным претендентом называется давний знакомый президента Владимира Путина - бывший руководитель Госстроя Владимир Коган. Он, по данным Bloomberg, хотел купить пакеты Керимова, Гальчева и Скурова и планировал привлечь для этого $9 млрд.

Коган по-прежнему в числе первых, говорят источник, близкий к «Уралкалию», и госбанкир (у структур ВТБ и Сбербанка заложены акции Керимова и его партнеров). По словам первого, у Когана есть неформальное одобрение на такую сделку руководства страны, но денег он еще не нашел. Денег нет, подтверждает банкир. На прошлой неделе источники, близкие к «Уралкалию», и госбанкиры называли другим претендентом «Роснефтегаз». Но председатель совета директоров компании, президент «Роснефти» и бывший вице-премьер Игорь Сечин тогда же заявил, что «не занимается «Уралкалием». Роль Сечина в этой истории пока четко не определена, рассказывает источник, близкий к «Уралкалию»: он активно мешает Когану, однако чего хочет добиться сам, непонятно. А первый вице-премьер Игорь Шувалов (его слова передал «Интерфакс») вчера заявил, что компанией интересуются крупные зарубежные инвестфонды. Но деталей не раскрыл.

Возможно, этот ажиотаж позволит Керимову продать свою долю дороже. На прошлой неделе источники «Ведомостей» говорили, что фонд бизнесмена готов расстаться с акциями, исходя из оценки в $20 млрд за всю компанию. Вчера источник, близкий к «Уралкалию», и госбанкир рассказали, что оценка пакета повышена. О какой сумме теперь идет речь, они не говорят.

Оценка по-прежнему $20 млрд, уверяет источник, близкий к «Уралкалию». Претендентов много, но ни один из них так и не сделал окончательного предложения, говорит он. В любом случае до освобождения Баумгертнера сделка не состоится. Иначе это будет выглядеть как продажа под давлением Лукашенко, подчеркивает собеседник «Ведомостей».