«Транснефти» заморозят тарифы

Правительство склоняется к решению не индексировать тарифы «Транснефти» в 2014 г. В этом случае монополия откажется от расширения ВСТО для поставок «Роснефтью» сырья в Китай. Но госкомпания договаривается о другом маршруте - через Казахстан
Д.Абрамов/ Ведомости

Пострадать от новой инициативы правительства может «Роснефть». Если тарифы на транспортировку нефти не будут индексироваться, компании придется сокращать финансирование в первую очередь проектов, которые находятся на начальной стадии реализации, в частности, проекта расширения трубы Восточная Сибирь - Тихий океан (до 30 млн т в год, стоимость - 74 млрд руб.), сказал Демин. Расширение нужно, чтобы увеличить поставки нефти в Китай с 15 млн до 31 млн т в год. Об этом договорились Россия и Китай в марте, а в июне контракт подписали «Роснефть» и CNPC.

«Транснефть» - единственная из монополий, которая до последнего не фигурировала в дискуссиях правительства о замораживании тарифов. Но, как выяснили «Ведомости», чиновники все же не обошли ее стороной. В правительстве обсуждается возможность нулевой индексации тарифов трубопроводной монополии в 2014 г., рассказали три федеральных чиновника. По словам одного из них, это позиция Минэкономразвития, ее поддерживает вице-премьер Аркадий Дворкович. Пресс-секретарь Дворковича Алия Самигуллина подтвердила, что принято принципиальное решение по отмене индексации тарифов «Транснефти» в 2014 г. Получить комментарии представителя Минэкономразвития не удалось.

В 2011 г. тарифы «Транснефти» росли дважды: с 1 сентября - на 2,85% и с 1 ноября - на 5%. В 2012 г. рост составил 5,5%, а с 1 октября 2013 г. планировалось, что транспортировка подорожает на 6,3%.

Тариф - единственный источник финансирования инвестпрограммы «Транснефти», напоминает советник президента монополии Игорь Демин. Совет директоров компании недавно утвердил плановые вложения на 2014-2018 гг. в размере 500 млрд руб. (из них на 2014 г. - 189 млрд руб.), в том числе на развитие магистральных нефтепроводов - 348 млрд руб. и нефтепродуктопроводов - 152 млрд руб.

Для нефтяных компаний нулевая индексация тарифов «Транснефти» - возможность сэкономить на транспортировке, говорит представитель «Лукойла». Расходы на поставку нефти до НПЗ по трубе в первом полугодии у компании составили $673 млн (+14% к первому полугодию 2012 г.). Пока правительство только увеличивало нагрузку на нефтяные компании. В пятницу депутаты Госдумы одобрили поправки в Налоговый кодекс, которые снижают пошлину на экспорт нефти с 60 до 59%, но повышают НДПИ в течение трех лет: на 4,9% до 493, 530 и 559 руб. за тонну нефти соответственно. Это увеличит доходы бюджета на 175 млрд руб., подсчитал Минфин. А во вторник стало известно, что чиновники обсуждают повышение тарифа на транспортировку нефти по железной дороге в 2014 г. на 6%.

«Если «Роснефть» найдет деньги на финансирование, в этом случае проблем не будет, а строительство будет осуществляться за счет средств «Роснефти», а не тарифа», - говорит Демин. Представитель «Роснефти» подчеркивает, что компания выполнит все свои обязательства перед китайскими партнерами. У компании есть запасной вариант - экспорт сырья через Казахстан по нефтепроводу Атасу - Алашанькоу с использованием своповых схем. Его мощность составляет 12 млн т, а вскоре увеличится до 20 млн т. Такой вариант обсуждался в начале года. По словам представителя Минэнерго, переговоры продолжаются.

Источник «Ведомостей» в российской делегации на заседании Высшего евразийского экономического совета в Астане рассказал, что сейчас обсуждается вариант не только прямой компенсации из казахского бюджета (за беспошлинные поставки нефти. - «Ведомости»), но и взимание пошлин с «Роснефти» за поставляемую в Китай нефть через казахский Павлодар. По его словам, казахам нужно загружать Павлодарский НПЗ (контролирует «Казмунайгаз») и они предлагают размен - нефть для Китая остается в Павлодаре, а эквивалентный объем они закачивают в нефтепровод уже на границе с Китаем. «Это может быть выгодно обеим сторонам. Сейчас просчитывается экономика проекта, «Роснефть» будет платить пошлины из экономии за транзит, т. е. дополнительной нагрузки на компанию не будет», - сказал источник. Если договориться не удастся, то бюджет может недополучить в 2014 г. около 100 млрд руб., добавил источник. Представитель «Роснефти» это не комментирует.