Займы помогли резервам

Размещение суверенных облигаций обеспечило рекордный с начала года рост международных резервов России

Международные резервы выросли на прошлой неделе (с 13 по 20 сентября) на $11,9 млрд до $515,9 млрд, отчитался Центробанк. Это рекордный рост в этом году и максимальный объем резервов с середины июня (было $519,4 млрд). Затем резервы в основном снижались: для поддержки слабеющего рубля регулятору пришлось продавать валюту. За лето на валютные интервенции ЦБ потратил $13,8 млрд.

Рост резервов на прошлой неделе не связан с улучшением ситуации для рубля, отмечает экономист HSBC Артем Бирюков: большая часть прироста - $7 млрд - деньги, поступившие после размещения Россией еврооблигаций. $6 млрд и 0,75 млрд евро, подсчитала аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова, Минфин может долго хранить эти деньги на счетах в ЦБ, не конвертируя их в рубли. Наверняка Минфину теперь не придется покупать валюту для пополнения резервного фонда, замечает Бирюков.

Еще $4,3 млрд принесла валютная переоценка, подсчитал Бирюков. После того как ФРС объявила, что не будет сворачивать программу монетарных стимулов, инвесторы стали снова покупать рискованные валюты, объясняет он: укрепление евро принесло $3,2 млрд, фунта - $900 млн, канадского и австралийского доллара - $200 млн. Дорожало и золото: переоценка добавила $800 млн. По расчетам Помельниковой, валютная переоценка пополнила резервы на еще большую сумму - $4,8 млрд, что с лихвой компенсировало потери от падения стоимости ценных бумаг и погашения банками валютных свопов с ЦБ.

А вот рублю вернувшийся оптимизм инвесторов не помог, говорит Бирюков: он не укреплялся и ЦБ даже пришлось тратить валюту на его поддержку. Впрочем, внутридневные интервенции были на минимальном уровне, замечает он, - по $70 млн, что снизило резервы на $350 млн. Из-за профицита платежного баланса рубль и так относительно силен, объясняет Бирюков, опасения, что ФРС начнет сокращать Q3, ударило по рублю не так сильно, как по другим рискованным валютам.