От редакции: Тришкин кафтан

М.Стулов/ Ведомости

Правительство предлагает все более экзотические способы перераспределения худеющего бюджетного пирога. При этом государственные мегапроекты и мегакорпорации даже не думают худеть: на аппетитах «Газпрома», РЖД и «Роснефти» экономить не будем. Экономить будем на будущем страны.

Вероятный мораторий на начисление накопительной части пенсии в 2014 г. (весь накопительный взнос пойдет в страховую часть) позволит сократить трансферт Пенсионному фонду. С той же целью правительство уже решило обнулить накопительную часть пенсии молчунов (лежит в ВЭБе), что, в свою очередь, лишит ВЭБ части средств, которыми предполагалось кредитовать инфраструктурные проекты (см. статьи «Отдать год родине» и «Инфраструктура без денег» во вчерашнем номере). Правительственные проекты сокращения расходов и повышения доходов множатся, но упираются в интересы более влиятельных лоббистов - госкомпаний, естественных монополий, олигархов путинского созыва, ну и самого президента.

Это отражение взаимоотношений, сложившихся в управлении российской реcурсной экономикой на третьем сроке Владимира Путина. Условно «путинские» олигархи сконцентрировали в своих руках контроль (не обязательно в виде собственности - госсобственность во многих случаях оказалась удобнее) за основными рентными потоками. Этот контроль укрепился во время кризиса 2008-2009 гг., когда проблемные активы покупались или спасались с помощью бюджетных средств; бюджет также тратился на оплату правильно распределенных госконтрактов; бюджет также оплачивал работу силовиков, в ряде случаев способствовавших переделу активов.

Теперь монополии пытаются оспорить решение о замораживании роста тарифов - или компенсировать выпадающие доходы. «Газпром» успешно сопротивляется повышению НДПИ на газ, РЖД продвигает идею повышения тарифа на перевозку нефти и нефтепродуктов.

РЖД уже отказалась платить дивиденды за прошлый год (единственный акционер компании - правительство). Правительство как раз заложило в проект бюджета повышение норматива дивидендов от госкомпаний до 35% чистой прибыли по МСФО с 2015 г. - посмотрим, чем ответит РЖД и другие.

Госкомпании продолжают финансировать крупные проекты или покупки (вчера стало известно о планах «Роснефти» поучаствовать в покупке «Домодедово» - сделка оценивается в $4,5-4,7 млрд).

Очевидно, что директивы правительства как главного акционера тут не работают, а стандартной системы, позволяющей сокращать бюджетные расходы невзирая на лица просто нет.

В тучные годы можно было легко делиться рентой с населением - на этом и была основана президентская политика благотворительности в отношении граждан. Но сейчас обязательств у бюджета слишком много, не связанный с рентой бизнес налогов дает мало, поскольку не развивается в силу чудовищного инвестиционного климата. Логика «друзьям все» не увеличивает поступление ренты в бюджет.

В этой ситуации крайне слабое правительство (у него нет своей ренты) не имеет возможности ни провести реформы (даже если бы хотело), ни поучаствовать в перераспределении тающих доходов. То, что 2,1 трлн руб. расходов защищены, как обеспечивающие реализацию предвыборных указов президента, не добавляет аргументов правительству, а еще усложняет сведение концов с концами.