ОСК не торопится на IPO

Даже при самом оптимистическом сценарии развития Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, 100%-ная «дочка» государства) компания будет готова к IPO не ранее чем через восемь лет

Публичное размещение акций ОСК может произойти лишь в 2021-2030 гг., следует из проекта стратегии развития госкорпорации до 2030 г. (есть у «Ведомостей»). 30 октября проект обсуждался на Морской коллегии при правительстве и был отправлен на доработку. Но тема IPO в перечень спорных вопросов не попала, говорит представитель ОСК.

Выход на IPO будет возможен только при реализации оптимистических сценариев развития. Таких в проекте только два. В первом случае корпорация к 2030 г. планирует выйти на выручку 500 млрд руб. при условии инвестиций в размере 1 трлн руб. в модернизацию и строительство новых мощностей, отраслевую науку и проч. (20% из них - бюджетные). А во втором случае выручка составит 1 трлн руб. при инвестициях примерно в 1,5 трлн руб. (15% - бюджетные). Какая доля ОСК может быть предложена частным инвесторам, в проекте не уточняется.

Ранее правительство и прежнее руководство ОСК предполагали продать 49,9% госкорпорации в 2014-2015 гг. Но в мае 2013 г. министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что решение об IPO, включая возможный размер пакета, будет принято не ранее чем через 3-4 года. «Нужно сначала капитализировать компанию, поставить ее на ноги», - пояснил он (цитата по «Прайму»).

Основные предприятия ОСК планово убыточны, говорится в проекте стратегии ОСК (общие цифры не раскрываются). До 2020 г. планируется завершить реформу системы управления, модернизацию существующих и строительство новых производств, включая верфь «Звезда», которая будет выпускать морские платформы и газовозы для шельфовых проектов, поясняет источник, близкий к ОСК. Председатель президиума экспертного совета военно-промышленной комиссии Михаил Ремизов говорит, что авторы стратегии не рассчитывают всерьез на оптимистические сценарии (пессимистические сценарии не предполагают IPO. - «Ведомости»). Они возможны при высоком уровне господдержки и спроса по всем основным позициям, но ни то ни другое сегодня не очевидно, говорит он.

Чтобы ОСК была интересна инвесторам, нужно как минимум существенно повысить локализацию выпускаемых в стране судов - например, возобновить производство судовых двигателей, усилить отраслевую науку и образование, чтобы через 5-6 лет появились ноу-хау и выпускники, которых можно будет «предложить» на IPO вместе с ОСК, считает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов.