От редакции: Не следите за руками


Вопросов слишком много, и ответов на них нет. Зачем принимать меры, грозящие правительству потерей доверия наиболее грамотной и активной части вкладчиков, ради небольшой (в масштабах бюджета) суммы в 244 млрд руб.? Почему поиск «недобросовестных участников» пенсионной программы, как выразился вчера Антон Силуанов, требует временного отключения всей системы? Среди наиболее востребованных НПФ в первую очередь фонды таких крупных структур, как РЖД, «Росгосстрах», Сбербанк, ВТБ и т. д., стоит ли предполагать, что проблемы у кого-то из них? Почему в распределительную систему будут направлены деньги, находящиеся под управлением УК, не участвующих в создании системы гарантии пенсионных накоплений?

Решив заморозить накопительную часть пенсий в 2014 г., правительство фактически обменивает деньги граждан на обещания. Мера называется временной, активы НПФ обещано возвратить им после «санации», то ли в 2015 г., то ли в 2016-м, в рамках системы гарантирования пенсионных накоплений, пока существующей только на бумаге.

Похоже, жертвование долговременной стратегией в пользу локальной тактики становится сквозной логикой всех действий правительства. Это отчетливее всего выразил Алексей Кудрин, назвав пенсионный маневр «затыканием дыры за счет использования инструментов долгосрочных инвестиций, института, который требует доверия на много лет».

Социальный блок правительства за пенсионные накопления не вступается. У проекта замораживания накопительной части пенсии нет спикера, авторы старательно от него дистанцируются. Рассказывая о «пенсионном маневре» на встрече с журналистами, Антон Силуанов подчеркнул, что это решение не Минфина, а социального блока. Вчера после заседания правительства пенсионные законопроекты комментировал Алексей Улюкаев, все последнее время последовательно критиковавший предложенный механизм. В сложившейся к настоящему времени конструкции пенсионные деньги оказались ничьими, а значит, ими можно затыкать дыры, не тратя сил на объяснения.

Посмотреть на ситуацию чуть шире, просчитать риски от потери доверия 25 млн наиболее сознательно подходящих к формированию своих накоплений вкладчиков - так далеко логика правительства не распространяется.