РЖД принуждают к займам

Минфин предлагает финансировать расширение БАМа и Транссиба за счет инфраструктурных облигаций, РЖД против

О предложении Минфина вчера сообщил старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов. «Казалось бы, все было согласовано, но в последний момент Минфин передумал и сказал: зачем вам акции - давайте выпускайте облигации», - рассказал топ-менеджер (цитата по «Интерфаксу»). Федеральный чиновник финансового ведомства подтвердил, что схема финансирования через облигации обсуждается (представитель Минфина на вопросы не ответил).

Ранее предполагалось, что 150 млрд руб. из средств ФНБ государство вложит в привилегированные акции РЖД (начиная с 2014 г. - по 50 млрд руб. в год), а 110 млрд руб. - в обыкновенные. Такая схема, по мнению чиновников, обеспечит возврат инвестиций средств ФНБ в проекты. Срок окупаемости БАМа и Транссиба - 55 лет, а максимальный срок окупаемости проектов ФНБ - 20 лет. Из собственных средств РЖД направит на расширение БАМа и Транссиба 300 млрд руб., остальное монополия рассчитывала получить из бюджета. Общая стоимость модернизации магистралей - 562 млрд руб.

РЖД настаивает, чтобы деньги из ФНБ государство вложило в акции. «Смысла выпускать облигации нет: это тот же долг и увеличение долговой нагрузки», - заявил Михайлов. На конец 2013 г. соотношение долг/EBITDA РЖД - 2,6 (599,1 млрд руб.). Это предельный уровень для компании, подчеркивает представитель РЖД. Если соотношение долг/EBITDA превысит 2,6, это может привести к снижению кредитного рейтинга монополии, после чего она будет занимать на менее выгодных условиях, чем сейчас, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.

Часть проекта по расширению БАМа и Транссиба должна быть профинансирована из средств Пенсионного фонда: на его деньги ВЭБ должен был выкупить инфраструктурные облигации, заявил Михайлов. В 2014 г. монополия рассчитывала привлечь 100 млрд руб. (эта сумма учитывалась как собственные средства РЖД). Но ВЭБ направил РЖД письмо о том, что «новых денег на 2014 г. для инвестирования в такого рода инструменты нет вообще», говорит Михайлов. Федеральный чиновник рассказал «Ведомостям», что обсуждается увеличение лимита на выкуп облигаций РЖД за счет средств Пенсионного фонда до 150 млрд руб. По словам топ-менеджера РЖД, вопрос о том, на какую сумму монополия должна разместить инфраструктурные облигации, будет решен на правительственной комиссии под председательством вице-премьера Игоря Шувалова.