Большие стройки вернут на конкурсы

Как стало известно «Ведомостям», правительство разрешит заказывать строительные работы дороже 50 млн руб. без аукционов. Чиновники стараются и сейчас обходиться без них
Строительным тендерам не стали добавлять прозрачности/ Д.Абрамов/ Ведомости

Дисциплина хромает. 130

млрд руб.. Нарушения закона о госзакупках на такую сумму были выявлены в 2012 г., рассказал президент Владимир Путин на прошлой неделе: «Это не воровство какое-то, нет, не коррупция. Это просто отсутствие должной финансовой дисциплины»

С 2014 г. государство начнет закупки по закону о Федеральной контрактной системе (ФКС), сейчас чиновники готовят законодательные акты, описывающие процедуру закупок. До конца года должен быть утвержден список работ, товаров и услуг, которые госзаказчики обязаны закупать на электронных аукционах. Во вторник список обсуждался на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Сейчас электронные аукционы - основной способ размещения госзаказа (свыше 55% всех покупок, данные портала zakupki.gov.ru за 2012 г.): участники соревнуются только по цене.

Но закон разрешает и другие формы - например, конкурсы (почти 20% заказов в 2012 г.), где победитель определяется не только по цене заявки, но и по другим критериям, указанным заказчиком.

Например, конкурсы можно использовать для технически сложных опасных объектов, указывает юрист Фонда борьбы с коррупцией Андрей Мищенков. Фактически это большинство объектов капитального строительства, объясняет он: участки автомагистралей, развязки, эстакады, мосты.

Как выяснили «Ведомости», и после вступления в силу закона о ФКС электронные аукционы будут обязательными далеко не для всех строительных тендеров. На совещании у Шувалова решили, что через электронные аукционы должны размещаться заказы на строительные работы стоимостью до 50 млн руб., рассказали два федеральных чиновника, участвовавших в обсуждении, а для крупных городов, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга, - до 150 млн. Есть предложение от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) устанавливать нижний предел в 150 млн не только для крупных городов, но и для крупных федеральных заказчиков.

Официальный представитель Шувалова подтверждает, что принято решение сделать электронные аукционы обязательными для строительных тендеров стоимостью до 50 млн руб. и до 150 млн для крупных городов. Если заказ дороже, можно проводить конкурс.

О конкурсах просили заказчики, объясняют участники совещания: на электронных аукционах компании демпинговали и потом ничего не строили - так в 2011 г. провалилась программа строительства детских садов в Москве.

Главное - обеспечить строительство качественных и безопасных объектов, именно поэтому для более крупных заказов и нужны конкурсы, объясняет московский чиновник, а к работам с более низкой стоимостью благодаря аукционам сможет получить доступ малый и средний бизнес.

Непонятно, чем различаются требования к безопасности объектов стоимостью до 50 млн и свыше 50 млн руб., удивляется Анна Золотарева из Института Гайдара, если для более дешевого строительства возможно использование аукционов, они вполне применимы и к более дорогим объектам.

Не факт, что все заказчики откажутся от аукционов в пользу конкурсов, замечает начальник управления ФАС Татьяна Демидова: у аукционов есть технологические преимущества, они облегчают процедуру самим заказчикам.

Аукционы более объективны, на конкурсах выше роль субъективных факторов, соответственно, возрастают и риски коррупции, указывает Мищенков.

«Я за конкурсы!» - говорит федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру: благодаря конкурсам можно хотя бы увидеть вменяемых исполнителей и поставщиков, иногда технические задания и конкурсная документация составляются при участии будущих участников конкурса. А на аукционах часто выигрывают неизвестные компании с липовыми банковскими гарантиями, сетует он. Предусмотреть более жесткие и конкретные требования на аукционах тоже трудно, продолжает собеседник «Ведомостей»: заказчика тогда можно обвинить в ограничении конкуренции, аукцион может быть оспорен.

Когда компании подают заявки на конкурс, они обязаны предоставить расчеты - например, стоимость каких работ они готовы снизить и за счет чего, а на аукционах просто идет понижение стартовой цены, согласен директор по развитию «Трансстроя» Павел Турбанов: «Непонятно, как можно ориентироваться только на снижение цены, когда речь идет о сложных инфраструктурных проектах».