Бюджет тормозит экономику

В последние четыре года в США факторы, способствующие восстановлению экономики, в значительной мере нейтрализовывались последствиями финансового кризиса. Станет ли 2014 год периодом, когда тенденция к устойчивому росту наконец возобладает?
Экономика США на подъеме, но бюджетная политика не дает ей взлететь./ David Paul Morris/ Bloomberg

Кто выходит из кризиса. Майкл Спенс

лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г.. «В США наблюдается устойчивое, но медленное восстановление, частный сектор приспосабливается к новой ситуации и активно сокращает долги. Но темпы роста остаются ниже потенциальных, а совокупный спрос в секторе, не связанном с торговлей, - низким. В Европе восстановления нет, ситуация остается нестабильной. В Японии восстановление, может быть, и начинается, но пока еще рано делать выводы».

Летом 2009 г. США вышли из рецессии, но из-за сохранявшейся кризисной нестабильности сложилась необычная ситуация: независимо от прогнозов и реальных событий американская экономика росла темпами, едва превышающими 2% в год. Неопределенность сохраняется и сегодня: пока не ясно, удалось ли переломить эту тенденцию.

Из-за этого, похоже, Федеральная резервная система (ФРС) до сих пор не смогла определиться со сроками прекращения программы количественного смягчения, предполагающей выкуп активов на $85 млрд в месяц. О готовности начать сворачивать стимулирующие меры председатель ФРС Бен Бернанке заявил в мае; планы ФРС основывались на прогнозах повышения темпов экономического роста в США ближе к концу года. Но в сентябре регулятор неожиданно для рынков оставил объем программы без изменения, сославшись на отсутствие признаков ускорения роста экономики.

Руководителям центробанков зачастую непросто говорить о перспективах экономического развития. Чтобы укрепить уверенность компаний, потребителей и участников рынка, они должны говорить о благоприятных тенденциях; с другой стороны, им нужно предъявлять неблагоприятные факторы, чтобы обосновывать проведение стимулирующей денежной политики. Вскоре после сентябрьского заседания ФРС председатель Федерального резервного банка Нью-Йорка Уильям Дадли выступил с заявлением еще более противоречивым, чем обычно.

С одной стороны, Дадли отметил улучшение фундаментальных показателей как признак «постепенного выздоровления экономики», с другой - перечислил множество проблем. «В результате нам еще только предстоит дождаться сколь-либо значимых положительных сдвигов в темпах роста экономики», - добавил он.

За последние четыре года многое в американской экономике изменилось к лучшему. Наиболее позитивные перемены произошли в финансовом положении домохозяйств. По последним данным, отношение их задолженности к ВВП достигло уровня 2003 г., предшествовавшего формированию пузыря на рынке недвижимости. Размер благосостояния достиг нового исторического максимума.

Восстанавливается сектор жилой недвижимости. Рынок, видимо, уже поглотил излишек домов, построенных по всей стране во времена пузыря, а количество взысканий, обращенных на заложенное жилье, стремительно сокращается.

«Неплохо обстоит дело и с бизнес-инвестициями. Норма прибыли высока, денежные потоки устойчивы. Постепенно повышается и доступность кредитов», - отметил Дадли в своем выступлении.

Домохозяйства, бизнес и рынок недвижимости в совокупности представляют собой весьма значительную часть экономики, и благоприятные перспективы этих секторов дают основания полагать, что в 2014 г. вся экономика сможет продемонстрировать хорошие темпы роста.

Но есть и негативные факторы, основным из которых является фискальная ситуация. Соединенным Штатам дольше других развитых стран удавалось избегать проведения политики бюджетной экономии. Но в 2013 г. наступил момент, когда одновременно были повышены налоги и сокращены госрасходы. По оценкам бюджетного управления конгресса, эти меры уменьшат рост ВВП в текущем году на 1,75 процентного пункта. Впрочем, многие аналитики рассматривают этот фискальный тормоз как фактор, положительно влияющий на перспективы экономики в 2014 г. Если, невзирая на сокращение госрасходов, экономика сейчас растет примерно на 2%, то в следующем году, когда влияние фискального тормоза начнет сходить на нет, рост должен ускориться.

Реальность, а именно последствия секвестра бюджета, который был приведен в действие в начале года, заставляет умерить оптимизм. Октябрь также принес приостановку деятельности ряда госведомств из-за того, что не был принят бюджет на новый финансовый год, и споры политиков о повышении лимита госдолга; ни то ни другое не добавляет уверенности экономическим агентам. Ситуация с улучшением финансового положения домохозяйств тоже неоднозначна: прирост благосостояния распределяется неравномерно, его большая часть приходится на самые обеспеченные семьи, особенно имеющие значительные вложения на фондовом рынке.

В условиях невозможности оплачивать потребление заемными средствами домохозяйствам придется тратить свои доходы, что, по мнению Дадли, может оказаться проблематичным. «Годовые темпы прироста реального располагаемого дохода с марта этого года не превышают 1%. Кроме того, последние данные не свидетельствуют однозначно о стабильном росте доходов от трудовой деятельности», - сказал он.

Компании, несмотря на высокие прибыли, могут и не начать наращивать инвестиции в условиях сокращения расходов государством и потребителями и в отсутствие явной нехватки производственных мощностей. «Учитывая все перечисленные факторы, я считаю, что предпосылки для ускорения экономического роста появятся с ослаблением фискальных ограничений», - заявил Дадли. Потенциал роста будет ограничен, добавил он, пока не будет решена следующая проблема: низкий потребительский спрос отрицательно влияет на готовность бизнеса наращивать расходы, что, в свою очередь, способствует дальнейшему снижению спроса.

Таким образом, Дадли поддержал решение ФРС повременить со сворачиванием стимулирующей политики, что должно позволить сохранить ставки по ипотечным кредитам на низком уровне и придать дополнительный импульс росту экономики.

Возможно, и в 2014 г. экономике США не удастся преодолеть «проклятие» вялого роста. Тем не менее впервые за несколько лет появились реальные шансы на то, что следующий год окажется гораздо более благоприятным, чем текущий, и действие негативных факторов, возможно, наконец прекратится.