Китай на перепутье

Старая модель экономики Китая исчерпала себя, но о реформах, которые могли бы вернуть страну на путь устойчивого роста, пока не слышно
По замыслу зона свободной торговли в Шанхае должна проложить путь новым реформам./ STR/ AFP

В сентябре в Китае состоялась пышная церемония открытия пилотной зоны свободной торговли в Шанхае. Этот проект называют наследником «особой экономической зоны», созданной в Шэньчжэне в начале 1980-х гг. тогдашним лидером КНР Дэн Сяопином для тестирования экономических реформ. Оптимисты рассчитывают, что сегодняшнее руководство Китая будет использовать шанхайскую зону как площадку для собственных амбициозных реформ, призванных вернуть страну на путь устойчивого роста.

За 30 с лишним лет быстрого роста китайская модель экономического развития исчерпала себя. В 2012 г. ВВП вырос на 7,8% - это самый низкий показатель с 1999 г. В этом году рост не превысит 7,6%, что станет худшим результатом с 1990 г., когда страна находилась под действием санкций, последовавших за событиями на площади Тяньаньмэнь. Несмотря на рекордный прирост объемов кредитования в первом полугодии, экономика замедлилась с 7,7% в I квартале до 7,5% во втором. Во многом благодаря кредитованию в III квартале экономическая активность повысилась, но ни самые оптимистично настроенные аналитики, ни чиновники не верят, что премьер-министру КНР Ли Кэцяну и его правительству удастся добиться быстрого роста экономики без проведения масштабных финансовых и экономических реформ.

«Большинство экспертов по КНР и участников рынка считают нынешний момент решающим. Продолжавшийся более трех десятилетий быстрый рост экономики прекращается, но еще важнее глубинные структурные проблемы, угрожающие не только устойчивому росту ВВП, но и социальной стабильности, - говорит Ван Тао, главный экономист UBS по Китаю. - Многие считают, что экономике Китая грозит катастрофа, если власти не начнут масштабные реформы прямо сейчас».

Многие сравнивают необходимые сейчас Китаю реформы не только с важнейшими преобразованиями Дэн Сяопина в начале 1980-х гг., но и с экономической политикой, которую в конце 1990-х гг. проводил премьер-министр Чжу Жунцзи. Перед лицом азиатского финансового кризиса Чжу начал преобразования в агонизировавшем секторе госпредприятий. Их результатом стало, в частности, увольнение около 40 млн работников, рассчитывавших, что у них всю жизнь будет «железная чашка риса», т. е. гарантированная оплачиваемая работа, и что предприятие обеспечит их всем необходимым - от жилья до медицинского обслуживания.

Кроме того, Чжу реформировал рынок жилой недвижимости и создал рынок коммерческой. Под его руководством Китай вступил в ВТО, что повлекло за собой экспортный и инвестиционный бум в стране.

Но действие этих факторов постепенно слабеет. После мирового финансового кризиса, когда объемы экспорта резко сократились, а на молодом еще рынке недвижимости наступил первый в истории спад, рост экономики страны оказался в серьезной зависимости от кредитования.

«Без ответа остаются основные вызовы, стоящие перед экономикой КНР, а именно: перепроизводство в промышленности, высокий уровень корпоративного и государственного долга вкупе с рисками, связанными с быстрым ростом теневого банковского сектора и латентным пузырем на рынке недвижимости», - говорит Чан Цзянь, экономист банка Barclays, понизившего прогноз роста ВВП на 2014 г. до 7,1% с 7,4%. Новым властям Китая необходимо снижать зависимость экономики от инвестиций и стимулировать потребление, уменьшить контроль государства за распределением ключевых производственных ресурсов.

Сама по себе шанхайская зона свободной торговли не является средством достижения перечисленных целей. Открывая ее, правительство определило шесть приоритетных направлений: финансовые услуги, морской транспорт и логистика, торговля, профессиональные услуги (например, юридические или инжиниринговые), культура и развлечения, а также социальные услуги, включая здравоохранение и образование. Но конкретные задачи зоны не были четко сформулированы, нет и признаков того, что с нее начнутся масштабные реформы. Теперь большинство аналитиков и инвесторов ждут запланированного на конец ноября съезда компартии Китая, надеясь, что о начале долгожданных реформ будет объявлено именно там.