Параллельная поправка

Группа депутатов Госдумы предлагает считать контрафактом товар, на котором находится «незаконно используемый» товарный знак. Это удар по параллельным импортерам, объясняют эксперты

Из действующей редакции ГК следует, что если изготовитель нанес товарный знак на товар законно и этот товар ввозит в Россию параллельный импортер, то он не может быть контрафактным, говорит руководитель корпоративной практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Владислав Добровольский. Если же поправку примут, суды смогут признавать контрафактным даже оригинальный товар, ввезенный без разрешения правообладателя, объясняет директор департамента правовой политики фонда «Сколково» Алексей Иванов.

Чем опасен контрафакт. до 6 лет

лишения свободы может составить максимальное наказание для импортера товара, который суд признает контрафактным, говорит Алексей Иванов из «Сколково».

Пакет поправок в Гражданский кодекс (ГК) внесла в Госдуму группа единороссов из комитета по законодательству, в том числе и его председатель Павел Крашенинников. Сейчас закон определяет контрафакт как «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение». Авторы поправок предлагают считать контрафактом товар с «незаконно используемым» товарным знаком. Судя по календарю Госдумы, поправки могут сегодня рассмотреть во втором, основном чтении.

Сейчас параллельный импорт фактически запрещен ст. 1487 Гражданского кодекса, вступившей в силу с 2008 г. Она разрешает ввозить в страну товар только самим правообладателям или с их письменного разрешения, иначе будет нарушено исключительное право на товарный знак. Раньше товар, идущий в обход официальных импортеров, задерживала таможня и подавала гражданский иск в суд, но в 2009 г. параллельных импортеров защитил Высший арбитражный суд. По его решению в каждом случае задержания товара на таможне подавать гражданские иски в суд должны были сами правообладатели. При этом суды не всегда вставали на их сторону. Например, Девятый апелляционный арбитражный суд разрешил независимому поставщику «Автологистика» ввозить запчасти BMW без письменного разрешения правообладателя. Суд указал, что по соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом товар, введенный в оборот правообладателем или с его согласия в любой стране ЕС, в дальнейшем может легально использоваться без ограничений.

Если товар, ввезенный без разрешения правообладателя, признают контрафактом, то его сможет задержать не только таможня при ввозе, но и правоохранительные органы - на полках магазинов, говорят несколько независимых импортеров. Товарный знак - это средство индивидуализации, а в России его используют как средство монополизации, говорит гендиректор «Автологистики» Михаил Кулябин.

За легализацию параллельного импорта выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), считающая, что защитой интеллектуальной собственности прикрывается ограничение конкуренции. Эту позицию в начале года поддержал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Против легализации параллельного импорта выступает Минпромторг: это сделает невыгодной локализацию производства в России, объясняли представители ведомства.

Правообладатели приветствуют предложенную поправку. Если она будет принята, то позволит избежать дополнительных толкований закона, упростит работу таможни, уверен исполнительной директор ассоциации «Русбренд», объединяющей крупных производителей и импортеров товаров народного потребления, Алексей Поповичев. По сути, она вернет рынок к практике, которая развивалась до 2009 г. и была понятна правообладателям, добавляет он.