Разный Пластов

Певец колхозного изобилия представлен во всем великолепии/ Ю.МУРАШКИН

Ретроспектива Аркадия Пластова (1893-1972) в Русском музее открывается большой картиной «Колхозный праздник». Ломящиеся столы, счастливые лица, портрет Сталина над всеми... Сын деревенского книгочея и внук священника, сам девять лет проучившийся в Симбирском духовном училище и семинарии, во всем остальном Пластов обладал идеальной биографией нового человека. В начале 20-х был секретарем сельсовета, затем активно боролся с кулаками, верой и правдой строил колхозы.

Лауреат всех мыслимых премий, орденоносец, народный художник и секретарь СХ СССР знаком каждому школьнику благодаря обнаженной красавице с ребенком - картина «Весна. В бане» (1954) попала в хрестоматии по родной речи. Ее тоже показывают в корпусе Бенуа вместе с двумя сотнями других картин и рисунков. Не все из них совершенны с точки зрения техники, но многие станут открытием для публики. Речь прежде всего о графике конца 40-х - начала 50-х, акварелях и гуашах с интерьерами храмов Сергиева Посада, портретами священнослужителей и библейскими сюжетами.

Главное же на выставке - портреты крестьян, соседей художника в симбирской деревне Прислониха, где он прожил большую часть жизни. Пластовские портреты людей с тяжелым, сумрачным взглядом - свидетельство другого, неизвестного московской культуре народа и другой жизни. Они входят в очевидное противоречие с парадной живописью 30-х и далеки от идеализации колхозного быта, которой хватает у официального Пластова. Ученик Машкова и Федоровского, он словно получил прививку, позволившую ему не пропасть в болоте идеологии. Соседей он рисовал десятилетиями. Эти работы, лишенные пафоса и конъюнктуры, и обеспечили ему место в истории.