Цао Дэван: «Нынешняя рыночная ситуация нам очень подходит», - Цао Дэван, президент Fuyao Glass Industry Group

Стоит ли россиянам бояться китайских инвестиций и китайцев, рассказывает один из богатейших предпринимателей Китая
Цао Дэван, президент Fuyao Glass Industry Group/ А.Данилов

1976

пришел менеджером по продажам на государственную фабрику по производству стекла

1983

получил у местных властей лицензию на управление этой фабрикой

1987

начал самостоятельный бизнес, вместе с партнерами основал компанию Fuyao Glass

1991

занял пост президента Fuyao Glass

2011

передал 14,48% собственных акций Fuyao благотворительному фонду Heren

Китайцев сменят русские

По словам Цао Дэвана, отдельной проблемой для него стал набор китайских сотрудников для работы в Калуге и получение для них рабочих виз: «Я отправил 100 человек из Китая сюда, но набрать этих сотрудников в Китае была большая проблема. Большинство, особенно высококлассные специалисты, с сомнением относятся к идее даже временной миграции сюда. Я буду их очень быстро заменять местным персоналом».

Правила бизнеса Цао Дэвана

Конкуренция должна базироваться на взаимном уважении. Благодаря этой конкуренции мы все можем развиваться, разрабатывать новые продукты и расти. В моей системе ценностей то, что пришло, и то, что ушло, равноценно: то, что я получил сегодня, завтра уйдет, то, что я потерял сегодня, получу завтра. Как предприниматель, ты каждый день с этим сталкиваешься: потери, приобретения. Если придавать этому слишком большое значение, энергии ни на что другое не хватит. Моя миссия еще не закончена - я должен сдержать свои обещания перед автопроизводителями. В стекольной индустрии я работаю всего лишь 26 лет. Я инвестировал в Россию не для того, чтобы зарабатывать на русских, чтобы забрать что-то у русских. Но для того, чтобы предложить русским хорошее безопасное стекло. Я много жертвую. Деньги, которые я заработал, появились у меня благодаря реформам, затеянным правительством. Поэтому я чувствую потребность отдать часть этих денег обществу.

Fuyao Glass Industry Group

производитель стекла. Акционеры: основатель компании Цао Дэван (19,52%), благотворительный фонд Heren (14,48%), 62,56% акций - в свободном обращении. Капитализация - $2,8 млрд. Выручка в первом полугодии 2013 г. - $889,4 млн, чистая прибыль - $136,2 млн.

А вот история успеха по-китайски. Знакомьтесь: Цао Дэван, семь классов образования, начал работать с 10 лет, в 1987 г. основал компанию Fuyao Glass и превратил ее за четверть века в одного из крупнейших производителей автомобильного стекла в мире; один из главных филантропов в Китае, сумма пожертвований которого, по собственным оценкам Цао, достигла $1 млрд.

Мальчик Дэван, родившийся в бедной семье в послевоенном Китае, был вынужден уйти из школы и начать работать - на велосипеде он развозил фрукты. Затем работал поваром, пытался создать свой табачный бизнес... В 1976 г., уже имея некоторый опыт в коммерции, Цао Дэван устроился менеджером по продажам на небольшой государственный завод по производству специального стекла для гидрометров.

Экономические и политические реформы, начатые Дэн Сяопином в 1978 г., позволили предприимчивым китайцам проявить себя. Завод, на котором работал Цао, терпел убытки, и в 1983 г. Цао смог добиться у местных властей разрешения на управление этим заводом. Перепрофилировав его на производство автомобильного стекла - в Китае как раз начинался автомобильный бум, - Цао быстро вернул завод к прибыльности. Убедившись в правильности выбранной ниши, в 1987 г. Цао вместе с партнерами создает компанию Fuyao Glass и со временем становится ее крупнейшим акционером и руководителем.

Дальнейший рост Fuyao Glass поражает - так же как поражает и рост многих других промышленных компаний Китая, созданных с нуля, не обладавших квалифицированными рабочими и инженерными кадрами и тем не менее всего за пару десятилетий сумевших встать вровень с глобальными компаниями с вековой историей. Сегодня Fuyao Glass - вторая компания в мире по объемам производства автомобильного стекла и четвертая - по объемам продаж.

Получить современные технологии производства Fuyao Glass позволило сотрудничество с мировыми лидерами. В марте 1996 г. Цао продал 51% акций Fuyao французскому гиганту Saint-Gobain. Но уже три года спустя, убедившись, что французы не собираются поощрять рост Fuyao за пределами Китая, Цао выкупил долю обратно - заплатив премию в $40 млн.

В 2002 г. крупнейший на тот момент производитель автомобильного стекла в США - компания PPG инициировала антидемпинговое расследование против Fuyao. Оно продолжалось три года и закончилось победой китайской компании.

Любопытно, что, несмотря на эти инциденты, Цао удалось сохранить хорошие отношения и с Saint-Gobain, и c PPG - последняя в 2005 г. продала Fuyao производственную лицензию, позволившую китайцам построить две суперсовременные производственные линии.

Совершить решающий скачок в лидеры Fuyao Glass позволила первоначальная неразвитость и фрагментированность китайского автомобильного рынка: компания Цао изначально работала на большое число автопроизводителей, выпуская широкий ассортимент стекол для различных моделей в небольших объемах. Когда после кризиса 2007-2009 гг. глобальные автопроизводители решили максимально диверсифицировать свои модельные ряды, многие крупные производители стекла, ориентированные на массовый выпуск небольшой номенклатуры продукции, оказались не готовы оперативно изменить бизнес-модель. А Fuyao Glass изначально именно так и работала. Качество продукции китайской компании к тому времени уже было на уровне: в 2006 г. американское подразделение Volkswagen AG выбрало Fuyao своим поставщиком, годом позже General Motors назвала китайскую компанию своим «поставщиком года».

В сентябре 2013 г. Fuyao Glass открыла свой первый российский завод автомобильного стекла в Калуге, по соседству со своим главным клиентом, Volkswagen. Мощность завода, в который инвестировано 200 млн евро, - 3 млн единиц автомобильного стекла в год, из которых 2/3 будет экспортироваться в Европу.

- Сколько времени вам понадобилось, чтобы принять решение о строительстве завода в России?

- Пятнадцать лет. Впервые я побывал в России в 1997 г. - в составе делегации Китайского собрания народных представителей по приглашению Государственной думы России. После того визита я решил открыть здесь маленький офис - чтобы наблюдать за переменами в России. Тогда, в 1997 г., я сказал себе: «После 20 лет реформ Россия станет одной из самых сильных стран в мире». Потому что у России огромные просторы и природные ресурсы. По многим показателям Россия - номер один в мире. Реформы привели к изменению России, и мы решили, что тоже можем воспользоваться плодами этих перемен.

- Сколько китайских сотрудников будет работать на заводе в Калуге?

- На момент открытия завода у нас 100 китайских работников и чуть более 80 россиян. Но когда в строй будут введены все три очереди завода, у нас будет 1000 работников, из них только 50 китайцев - менеджеров и инженеров.

- Вы построили завод, который будет выпускать автомобильное стекло, но основу для его производства - флоат-стекло - вы будете везти из Китая. Почему вы не открываете производство флоат-стекла в Калуге, какова вероятность, что вы его откроете, и от каких факторов это будет зависеть?

- Потенциал завода - 3 млн единиц автостекол, большая часть пока будет отправляться на экспорт. Я уверен, что в России авторынок может взлететь, но вы должны решить проблему дорог.

Производство флоат-стекла очень зависит от рынка недвижимости. Пока ситуация в мире сдержанная, но в будущем мы можем ожидать роста. Хочу вам открыть маленький секрет: мы уже проводим изыскания, касающиеся конкретных мест для заводов флоат-стекла.

Глобальная компания из Фуджоу

- Сегодня Fuyao Glass - четвертый в мире производитель автомобильного стекла. У вас есть амбиции подняться в этом списке еще выше, будете ли вы строить новые заводы, расширять действующие производства?

- По объемам производства мы уже вторая компания в мире - между Asahi Glass и Saint-Gobain. Мы вложили в Калугу, и мы также инвестируем в США. Мы глобальная компания и, например, крупнейший поставщик General Motors.

- В марте 1996 г. вы продали Saint-Gobain 51% акций Fuyao, но уже три года спустя выкупили долю обратно. Чему вас научил тот развод?

- Я бы не называл это разводом. Просто стратегия у Saint-Gobain изменилась и они решили выйти из СП. У нас по-прежнему дружеские отношения с Saint-Gobain, поэтому не стоит называть это разводом. Вот в подтверждение моих слов sms от вице-президента Saint-Gobain на моем телефоне.

- С американским производителем стекла PPG у вас тоже были непростые отношения, доведшие вас до суда, однако теперь - дружба?

- PPG в 2002 г. инициировала против нас антидемпинговое расследование в США. Судебные разбирательства длились три года, и мы выиграли суд. Сегодня, вы правы, мы друзья с PPG, как и с Saint-Gobain. Конкуренция должна базироваться на взаимном уважении. Мы никогда не хотели уничтожить их, и, думаю, они никогда не хотели уничтожить нас. Благодаря этой конкуренции мы все можем развиваться, разрабатывать новые продукты и расти.

- Fuyao Glass была и остается крупным поставщиком General Motors. Как ваша компания в США пережила кризис 2007-2009 гг., который привел к банкротству GM?

- На нас он большого влияния не оказал. Более того, он предоставил нам отличные возможности. До этого кризиса в Штатах производилось небольшое число моделей автомобилей, но в большом количестве. Соответственно, от производителей стекла требовалось создать огромную линию, на которой будет выпускаться стекло одного и того же размера, но миллионами штук. А сегодня посмотрите, какое разнообразие автомобилей нас окружает, у них разные размеры, формы... То есть и стекла им всем требуются разные. И производителям стекла требуется уже не громадная производственная линия, ориентированная на большие масштабы, а разные производственные линии, способные выпускать разные стекла. Это уже совсем другая технология [производства]. И у нас такая технология была. Ведь изначально мы выпускали стекло [только] для китайских автопроизводителей - а у них были маленькие объемы, но огромное число моделей.

То есть нынешняя рыночная ситуация нам очень подходит и сулит прекрасные возможности. Именно из-за этого рыночная доля PPG и Saint-Gobain упала - они просто не способны выполнять подобные заказы, и, если они захотят поменять производственную модель, им на это понадобится время.

- Какова сейчас пропорция в общем объеме производства Fuyao Glass между китайским и иностранным производством и какой пропорции вы хотите достичь?

- Сейчас приблизительно 6 к 4. Думаю, что сейчас это правильная пропорция, поскольку [помимо развития внутреннего производства] мы также развиваем иностранные заводы, так что дисбаланса не возникнет.

Умное стекло

- В автомобильной индустрии стал очевиден тренд на кооперацию - компании-конкуренты объединяются для разработки новых двигателей, платформ, технологий... Есть ли подобное сотрудничество у производителей стекла?

- Нет. Наши разработки мы ведем самостоятельно - такова природа конкуренции. Я самостоятельно веду разработки - и мои конкуренты тоже. Затем мы представляем результаты нашей работы автопроизводителям, и они выбирают, что их устраивает больше.

- Есть ли потребительские отличия между стеклом Fuyao, Asahi Glass, Saint-Gobain или конкуренция идет только по цене?

- Конкуренция - это сочетание очень сложных факторов, одной ценой вы выиграть никогда не сможете.

- Каковы сейчас расходы Fuyao на R&D?

- 50 млн евро в год.

- Какие новые потребительские качества могут появиться у автомобильного стекла в будущем?

- Стекло трансформируется из простой функциональной перегородки - защищающей от солнца, дождя - в умное стекло: стекло, которое сможет сохранять энергию, транслировать информацию... Сегодня полупроводниковые технологии и технологии солнечных батарей приходят в автомобильное стекло. Это станет трендом.

- Эти новые технологии, должно быть, сначала появятся на автомобилях премиум-брендов?

- Конечно, сначала они появятся на премиум-автомобилях - таких как Bentley. С другой стороны, и на автомобилях Volkswagen уже используются некоторые новые технологии - например, солнечная.

- Вообще, есть ли какие-то различия между стеклами в премиум-автомобилях и в обычных, скажем в Bentley и в Volkswagen, - ведь вы поставляете стекла и тем и другим?

- Стекла для премиум-марок, конечно, отличаются по своим качествам. Например, для Land Rover мы поставляем особое, очень дорогое стекло - одна единица стоит $2000. Такое стекло в обычный автомобиль вы, конечно, поставить не можете.

- Какие автомобили в вашем гараже? Все со стеклами Fuyao?

- (Смеется.) У меня только одна машина - Mercedes-Benz, и в нем не мои стекла.

- А руководство вашего крупнейшего клиента - Volkswagen Group - не ревнует, что вы выбрали их конкурента, а не Bentley и не Audi?

- Bentley - отличная машина, но слишком дорогая для меня. Я много жертвую и достаточно воздержан в том, что касается личного потребления.

- Кстати, о благотворительности. Почему вы так много жертвуете и в какие сферы?

- В общей сложности мои пожертвования уже достигли $1 млрд. Я жертвую религиозным организациям (я - буддист), на образование, на борьбу с бедностью... Деньги, которые я заработал, появились у меня благодаря реформам, затеянным правительством. Поэтому я чувствую потребность отдать часть этих денег обществу.

Предприниматель, а не политик

- Что вы думаете о состоянии китайской экономики и мировой экономики?

- Я не очень оптимистичен в отношении мировой экономики, поскольку проблемы, выявившиеся в 2008 г., до сих пор не решены. Американцы играли ведущую роль в финансовом мире и не только, но, поскольку проблемы США не решаются, прежний порядок сохраниться не может. Американцы верили, что финансового сектора и сектора услуг им достаточно для процветания экономики, промышленность они не развивали. Но теперь, когда они поняли, что это не так, и решили развивать индустрию, на изменение ситуации им потребуется время.

Думаю, что здесь есть связь и с европейским кризисом, и с «арабской весной» - за всем за этим стоят проблемы в США.

Восточноевропейские страны, Россия достигли определенного прогресса в политических реформах, но их экономики находятся еще на начальном этапе [трансформации].

Структура китайской промышленности также несбалансированна, наша экономика тоже переходная. И несмотря на то что ВВП Китая выглядит огромным, из-за этих дисбалансов, а также продолжающегося кризиса в США и Европе я не думаю, что будущее китайской экономики такое уж розовое. Думаю, что нам очень повезло, что у нас в Китае новый лидер, который очень нацелен на то, чтобы преодолеть эти структурные дисбалансы.

- Как я понимаю, китайские власти сейчас переориентируются с привлечения иностранных инвестиций на стимулирование внутреннего спроса, рассчитывая, что именно растущее потребление граждан поможет китайской экономике продолжать расти. Как вы думаете, такая модель заработает?

- Это прекрасная идея - стимулировать внутренний спрос. Но наша проблема не в нехватке потребителей, а в том, что у этих потребителей не хватает денег, чтобы потреблять больше. У наших крестьян по-прежнему нет многих товаров. Но где им взять деньги, чтобы купить их?

- Вы являетесь членом Народного политического консультативного совета Китая. Каковы ваши функции там?

- Это именно консультативный совет - не парламент (в него входят функционеры как Коммунистической партии Китая, так и других партий, а также беспартийные и представители деловых кругов. - «Ведомости»). Честно говоря, я не очень вовлечен в его работу, даже не знаю, в какую группу я вхожу. Мои интересы сконцентрированы на производстве стекла. Политических амбиций у меня нет.

- Вы член Коммунистической партии Китая (КПК)?

- Нет. Я гражданин Гонконга.

- А надо ли китайцу сейчас быть членом КПК, чтобы достичь успехов в бизнесе?

- Но это же вопрос веры: если вы верите в эту идею, вы вступаете в партию. Если нет - нет. Я глубоко уважаю то, что сейчас делает КПК, в противном случае у нас бы не было нынешнего порядка.

- Правда ли, что на любом китайском предприятии, даже частном, должен быть представитель КПК, который надзирает за руководством и работниками?

- (Смеется.) Нет, только на государственных предприятиях. В частных компаниях - нет.

Миссия еще не закончена

- У вас нет высшего образования. Между тем вам приходится вести переговоры и заключать сделки с руководителями глобальных компаний - все они окончили лучшие университеты и бизнес-школы. У вас не возникает дискомфорта в общении с ними?

- Эти люди изучили по книгам, как вести переговоры и заключать контракты. Я же этому учился на практике. Так что не думаю, что в этих умениях я им в чем-то уступаю. И книги я тоже читаю.

- Вы основали Fuyao в 1987 г. Лучший и худший день в истории компании?

- Лучший - каждый новый день. Худшего дня не припомню. В моей системе ценностей то, что пришло, и то, что ушло, - равноценно: то, что я получил сегодня, завтра уйдет, то, что я потерял сегодня, получу завтра. Как предприниматель, ты каждый день с этим сталкиваешься: потери, приобретения. Если придавать этому слишком большое значение, энергии ни на что другое не хватит.

- И в России, и в Китае все изменилось на протяжении жизни одного поколения. Некоторые люди стали очень богатыми. Ваше детство прошло в бедности, а теперь вы миллиардер. Как вы воспитывали своих детей, они-то уже росли совсем в других условиях?

- Думаю, что мои сыновья в порядке. Они очень много работают. А я всегда учил их воспринимать жизнь такой, какая она есть, не придавая большого значения всему внешнему.

- В вашем возрасте многие выходят на пенсию. Что дает вам силы, чтобы продолжать работать?

- В своей деятельности по всему миру мы ощущали и ощущаем большую поддержку автопроизводителей. Теперь мы пришли в Россию - вслед за тем как сюда пришли большие автоконцерны. И эта моя миссия еще не закончена - я должен сдержать свои обещания перед автопроизводителями. В стекольной индустрии я работаю всего лишь 26 лет.

- Кто продолжит ваше дело?

- Мой старший сын - мой преемник, он работает в компании.

- Вы один из первых крупных китайских промышленников, вложивший большие деньги в производство в России. В связи с этим я хотел бы задать вам вот какой вопрос. В России существует опасение (разные люди формулируют его с разной степенью остроты), связанное с тем, что за Уралом живет только 15 млн россиян и в то же время по соседству Китай с миллиардным населением. Мы видим, что все больше китайцев работают на Дальнем Востоке - выращивают овощи, рубят лес... Люди опасаются, что это может стать аннексией, растянутой во времени, - через несколько десятилетий китайцев там окажется больше, чем русских, и территория де-факто перестанет быть российской - как это произошло, например, с Косовом, в котором албанцев стало больше, чем сербов. Что вы можете ответить россиянам на эти опасения?

- Да что вы - это просто бедные крестьяне, которые отправляются в Россию, чтобы заработать несколько монет. Ваша территория никуда не денется. Китайцы - очень мирные, от них не исходит никакой агрессии.

Часть территорий Сибири когда-то были китайскими, но потом по российско-китайскому договору они были переданы России. Если россияне очень волнуются, не хотят ли китайцы вернуть эти земли себе, - не волнуйтесь: китайцы не столь амбициозны, как русские. Наши амбиции ограничиваются тем, чтобы заработать себе на жизнь. И Китай не столь силен, как Россия, чтобы отобрать эти земли.

И, пожалуйста, донесите это до своих читателей: я инвестировал в Россию не для того, чтобы зарабатывать на русских, чтобы забрать что-то у русских. Но для того, чтобы предложить русским хорошее безопасное стекло - надеюсь, вы это оцените.

Калуга