Совбез дневного пребывания


На следующий день после избрания Саудовской Аравии непостоянным членом Совета Безопасности ООН сроком на два года МИД королевства заявил, что страна «отказывается от приобретения членства в совете, пока он не будет реформирован так, что сможет эффективно и на практике исполнять свои обязанности по поддержанию международного мира и безопасности» (цитата по Reuters). В качестве примера бездействия Совбеза МИД указал ситуацию в Сирии. Официальный представитель ООН сообщил, что пока формального заявления от Саудовской Аравии не поступало.

Аргументация королевства вызвала у российского МИДа недоумение: упреки в адрес Совбеза звучат особенно странно, после того как совет единогласно принял резолюцию, формирующую правовые рамки для урегулирования сирийского конфликта. Своим решением Саудовская Аравия самоустранилась от коллективной работы в рамках Совбеза, отмечает российский МИД.

Решение Эр-Рияда - первый за всю историю ООН случай отказа страны от членства в Совбезе. Он состоит из 15 членов: пяти постоянных, обладающих правом вето, и 10 непостоянных, такого права не имеющих (их избирают на два года по квотам региональных групп). Одновременно с Саудовской Аравией временными членами были выбраны Чад, Чили, Литва и Нигерия.

Выход Саудовской Аравии из состава Совбеза застиг ООН врасплох, отмечают WSJ и The New York Times. По данным WSJ, страна долго готовилась к выборам, десяток дипломатов прошли обучение в Колумбийском университете. Работа в Совбезе должна была продемонстрировать отказ от традиционной для королевства тайной дипломатии, цитирует WSJ эксперта Brookings Doha Center Грегори Гоза. Опрошенные изданием арабские дипломаты считают, что внезапный шаг их коллег - попытка заставить США пересмотреть подход к решению иранской ядерной проблемы и разрешению сирийского кризиса.

Решение было принято королем Абдаллой: если ему что-то не нравится, он просто говорит «нет», уверен Али ал-Ахмед из вашингтонского Института по делам Персидского залива. Если бы на такой шаг решились, например, Мексика или Пакистан - это вызвало бы шок, а поведение Саудовской Аравии будет списано на эксцентричность правителей, говорит председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. Но, по его мнению, к реформе Совбеза, о необходимости которой говорят уже давно, решение Эр-Рияда не подтолкнет: оно отражает тенденцию последних лет, когда решения Совбеза воспринимаются не как меры по сохранению мира, а как борьба амбиций.