Эва Бьорлинг: «Всему шведскому можно доверять», - Эва Бьорлинг, министр торговли Швеции

Россия - это фантастический рынок, но шведам трудно на нем работать из-за менталитета. Привыкшие к стабильности и строгому соблюдению буквы закона, шведы теряются от непредсказуемости российского законотворчества, уверяет министр торговли этой страны
Е. Кузьмина/ Ведомости

Эва Бьорлинг когда-то собиралась стать стоматологом, потом строила научную карьеру в области вирусологии, а в итоге выбрала карьеру профессионального политика. Едва получив должность доцента одного из крупнейших в Европе медицинских вузов, Каролинского института (Стокгольм), она вошла в муниципальный исполнительный совет коммуны Экеро, расположенной на островах к востоку от Стокгольма. В 2002 г. она была избрана в парламент Швеции. А на выборах 2006 г. Умеренная коалиционная партия (см. врез), в рядах которой она состояла, вместе с Партией центра, Народной партией и христианскими демократами создали правящий «Альянс за Швецию». Партия выдвинула Бьорлинг на пост министра торговли.

1999

член муниципального исполнительного совета коммуны Экеро, в 2005-2006 гг. возглавляла этот совет

2002

избрана в парламент Швеции, член комитетов по международным делам, по конституции, по образованию

2003

вошла в совет шведского агентства международного развития и кооперации Sida, работала в нем до 2007 г.

2007

назначена на пост министра торговли Швеции

2010

также министр по взаимодействию с северными странами

От правых к умеренным

Умеренная коалиционная партия Швеции была основана в 1904 г. путем объединения разных консервативных групп и первоначально называлась Союз всеобщих выборов. В 1938 г. она поменяла название на Национальную организацию правых, а с 1952 г. была просто Правой партией. С 1968 г. носит свое нынешнее название. Выступает за приватизацию, свободный рынок, отказ от шведской кроны в пользу евро. На выборах 2006 г. заняла 2-е место, набрав 26,2%.

Швеция

Королевство. Территория - 449 964 кв. км. Население (на 31 августа 2013 г.) - 9,62 млн человек. ВВП по паритету покупательной способности (данные IMF, 2012 г.) - $385,1 млрд, на душу населения - $40 304, рост ВВП (2012 г., в постоянных ценах) - 1%. Промышленное производство (август 2013 г. к августу 2012 г.) - снижение на 6,9%. Среднемесячная заработная плата служащих, частный сектор (июль 2013 г.) - 35 650 крон ($5470). Инфляция (сентябрь 2013 г. к сентябрю 2012 г.) - 0,1%. Безработица (сентябрь 2013 г.) - 7,5%. Оборот розничной торговли (август 2013 г. к августу 2012 г.) - 2,4%. Внешняя торговля (январь - август 2013 г.): товарооборот - 1,39 трлн крон ($210,8 млрд), экспорт - 720,1 млрд крон ($108,9 млрд), импорт - 673,5 млрд крон ($101,9 млрд). Государственный долг (на 30 сентября 2013 г.) - 1,2 трлн крон ($186,5 млрд). Источник: IMF, Statistics Sweden

Бьорлинг - сторонница рыночной экономики и известная защитница шведского бизнеса. Особенно ее возмущает, когда соотечественники сталкиваются с административными барьерами в других странах, как это произошло с IKEA и NCC в России.

В Петербург Бьорлинг приехала на заседание российско-шведского наблюдательного комитета по торговле и экономическому сотрудничеству. Нашла она время встретиться и с представителями шведского бизнеса, работающего в нашей стране.

Торговый оборот между Россией и Швецией падает. В первой половине 2013 г. шведский экспорт в Россию снизился на 5%, импорт - на 19%. Бьорлинг склонна объяснять это состоянием мировой экономики. Но не забывает упомянуть, что огромный потенциал и фантастические возможности российского рынка часто нивелируются бюрократическими препятствиями, которые возникают на пути бизнеса, и неожиданными изменениями законодательства.

- Россия даже не входит в топ-10 торговых партнеров Швеции. Как увеличить объем торговли между двумя странами?

- Более 70% шведского экспорта направляется в Евросоюз. По сути, это наш внутренний рынок - и это естественно. В Евросоюзе свободно перемещаются капитал, человеческие ресурсы, товары и услуги.

Следующий по важности торговый партнер - наш ближайший сосед Норвегия. Веками шведские компании работали с соседними североевропейскими странами - Норвегией, Данией, Финляндией и, несколько в меньшей степени, Германией.

Шведские компании заинтересованы и в бизнесе в России. С начала финансового кризиса и вплоть до прошлого года экспорт в Россию рос. Но в 2012 г. он упал на 14%. С другой стороны, экспорт во многие другие страны тоже снизился из-за проблем мировой экономики.

Россия - это огромный потенциал, фантастический рынок. Но на него бывает сложно попасть. Когда мы обсуждали этот вопрос с представителями шведского бизнеса в Петербурге, они говорили, что в России слишком много бюрократии. А еще нередко случаются сюрпризы. Скажем так (улыбается): изменения законодательства.

Шведские компании привыкли соблюдать правила и законы. Им приходится непросто, когда происходит столько неожиданных изменений. Думаю, это и есть главная проблема для шведских компаний.

К тому же у вас до сих пор много коррупции. Иногда бывает трудно легальным путем получить необходимые разрешения на покупку земли или строительство. Но шведские компании стараются быть законопослушными, хотя это порой сложно.

- Посольство Швеции поддержало компанию NCC, у которой был конфликт с администрацией Ленинградской области из-за разрешения на строительство. Такая поддержка - обычная практика для шведских властей?

- Да, мы стараемся поддерживать все компании, у которых возникают проблемы. Одна из основных задач наших посольств и консульств - содействовать развитию торговли. Этим же занимается шведский совет по торговле и инвестициям Business Sweden, офисы которого есть в 57 странах. Наше министерство тоже продвигает Швецию и шведские компании за рубежом.

- Как вы это делаете?

- Прежде всего стараемся распространять больше информации о Швеции, продвигать страну как бренд. Ее главные качества - открытость, инновационность, наши компании обеспечивают высокое качество, всему шведскому можно доверять.

- Сколько тратит правительство на рекламу страны?

- На Business Sweden и на продвижение страны - в целом около 280 млн шведских крон (более $43 млн) в год. Назвать объем финансирования посольств на эти цели сложно.

- Какие еще компании, столкнувшиеся с проблемами в России, обращались к вам за помощью? Может быть, IKEA?

- C 2007 г., когда я заняла свой пост, ко мне обращались разные компании, IKEA в том числе. Но ее проблемы, насколько мне известно, решены.

- Как вы помогаете шведским компаниям, попавшим в затруднительное положение?

- Я за то, чтобы открыто обсуждать проблемы с представителями власти, например с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым. Я готова говорить с ним о проблемах тех или иных компаний. И мне кажется, он тоже должен быть заинтересован в том, чтобы сделать Россию более привлекательной для инвесторов.

За свой шестилетний опыт работы министром я побывала в восьми десятках стран и могу сказать, что во время двусторонних встреч всегда обсуждаются проблемы.

- Среди составляющих бренда Швеции вы назвали инновационность. В глобальном рейтинге инновационности (Global Innovation Index) Швеция занимает 2-е место после Швейцарии, оставив позади США (5-е), Гонконг (7-е), Сингапур (8-е). Что делает правительство для развития инноваций?

- Поскольку у нас сильная рыночная экономика, инновации появляются главным образом благодаря деятельности предпринимателей и высокому уровню образования. Государство тратит много средств на высшее образование и исследовательскую работу ученых, а вкупе с развитым предпринимательством все это приводит к появлению креативных компаний. Но правительство и само должно поддерживать и стимулировать инновации.

Помогает нам и прошлое. У Швеции богатая история инноваций, прежде всего в области технологий. Каждый день мы с вами используем предметы и технологии, изобретенные шведами.

Обычно человек просыпается от будильника в мобильном телефоне и не расстается с этим гаджетом весь день. Первыми развивать мобильные сети стали именно шведы. За завтраком человек наливает в кофе молоко из пакета-тетрапака, эта упаковка - шведское изобретение. Выходя в прохладную погоду из дома, он надевает куртку, которая застегивается на молнию - тоже шведское изобретение. Отправляется на работу на машине, в механизмах которой используются шарикоподшипники - тоже шведское изобретение. Если он заболел, то врач прописывает ему обезболивающее - и это шведское изобретение, или, если все серьезнее, ему ставят кардиостимулятор, который тоже был придуман в Швеции. Или у него астма и надо использовать ингалятор - и это шведское изобретение. Потом он возвращается домой, где его дети играют в популярные компьютерные игры, тоже придуманные в Швеции.

- А есть изобретения не для персонального использования?

- Прекрасный пример - это телекоммуникационная отрасль, в которой тоже было сделано многое.

- Что вы посоветовали бы российскому правительству, которое стремится сделать экономику страны более инновационной?

- Если вы хотите больше инноваций, прежде всего нужно оставаться открытыми для международного взаимодействия. И конечно, сделать изменения в законодательстве предсказуемыми. Прежде чем что-то менять, надо пообщаться с бизнесом и понять, таких ли изменений он ждет. А когда решение об изменениях принято, объявлять о них заблаговременно, чтобы у компаний было время подготовиться. И конечно же, избегать неожиданностей в этой сфере.

В общем, надо придерживаться здравого смысла и снижать барьеры.

- Как вы оцениваете инвестиционный климат в России?

- Как я говорила, это фантастический рынок с огромными возможностями. Но это понимают не все.

- Тот факт, что шведские инвесторы продали российский бизнес Tele2 государственному ВТБ, не свидетельствует ли об ухудшении климата?

- Этот вопрос надо задавать не мне, а компании Tele2. Потому что мы действуем в рамках рыночной экономики и я, как министр, не должна отвечать на него. Извините.

- Как повлияет на торговые отношения со Швецией вступление России в ВТО?

- Все мы были очень довольны тем, что Россия вступила в ВТО после переговоров, которые длились 18 лет. Мы приветствуем Россию в составе ВТО, но важно следовать правилам организации. И над этим еще предстоит поработать.

- Вступление в ВТО повлияет на увеличение торгового оборота между Россией и Швецией?

- Думаю, да, поскольку основная цель ВТО - содействие внешней торговле, устранение торговых барьеров. Мы постоянно работаем в этом направлении. Это путь к увеличению торгового оборота.

- Вы окончили медицинский институт, учились на стоматолога. Почему и когда решили заняться политикой?

- Я стала интересоваться политикой еще в подростковом возрасте. Мой путь как политика начался еще в 1997 г., с муниципального уровня, а с 2002 г. я работала уже в парламенте. Как мне кажется, главная причина, которая заставляет людей становиться политиками, - это желание что-то изменить. В моем случае это было именно так.

Сначала мы были оппозицией, потом выиграли выборы и получили доступ к исполнительной власти. И я счастлива работать в этом правительстве, я верю, что мы провели много хороших реформ.

- В чем цель вашего визита в Россию?

- В первую очередь заседание российско-шведского наблюдательного комитета по торговле и экономическому сотрудничеству. Этот комитет собирается уже несколько лет, примерно раз в год, в этот раз в России. Каждый раз нужно решить множество вопросов. Мы обсуждаем российско-шведские отношения в различных отраслях, например в лесной промышленности, энергетике, аэрокосмической отрасли, науке, образовании, и, конечно же, думаем, каким образом улучшить торговые отношения между нашими странами. Встретиться в Петербурге предложил Мантуров, когда приезжал в Стокгольм. Для нас встреча в Санкт-Петербурге куда удобнее, чем в Москве: всего час лету. Из Стокгольма до Санкт-Петербурга можно добраться куда быстрее, чем из Стокгольма на север Швеции.