От редакции: Старая песня о главном

Charlie Riedel/ AP

Первый вице-премьер Игорь Шувалов считает, что инновационного развития в России не будет, пока высоки цены на нефть. На российской сессии Всемирного экономического форума Шувалов с ностальгией вспомнил кризисный 2008 год, который заставил правительство обратить внимание на несырьевые отрасли: «Как это быстро все прошло - как только вернулись обратно цены на энергоресурсы» (цитата по «РИА Новости»).

Это не ново. Когда цены на нефть низки и у бюджета недостаток доходов, чиновники склонны говорить о необходимости дополнительных средств на модернизацию. Когда цены на нефть высоки, чиновники склонны сетовать на недостаток стимулов для модернизации. Кстати, в мае 2012 г., когда нефть дешевела, Шувалов говорил в интервью «Ведомостям»: «Считаю, что модернизацию без увеличения расходов не проведешь, нужно порядка 4% ВВП на развитие секторов экономики, обеспечивающих инновации».

Об опасностях «голландской болезни» и «сырьевого проклятия» люди, находящиеся у власти последние 13 лет, говорят регулярно и честно - тут же добавляя, что все под контролем, необходимые решения приняты или будут приняты, а инновации обеспечит ВПК или госкомпании.

Вот только на этот раз Шувалов нас ничем не обнадеживает. Фактически вице-премьер поставил неутешительный диагноз всему правительству: зачем оно нужно, если все зависит только от цены на нефть? Важно также, что слова сказаны в то время, когда высокая цена на нефть уже не спасает российскую экономику - она стагнирует, а доходы бюджета падают. То есть отсутствие конкурентоспособной ненефтяной экономики уже стало проблемой - но власть по-прежнему лишь рассуждает об условиях ее возникновения.

Действительно, зависимость страны от экспорта ресурсов - тяжелая болезнь, преодолеть которую смогли немногие. Для этого везде требовались не экономические, а политические решения. Лучше получалось у тех стран, где уже существовали работающие политические институты: парламент, смена лидеров на выборах, верховенство права (Голландия, Норвегия, Канада, Австралия). В странах, где институты ограничения власти не работают, экономическая модернизация невозможна без политической.

Для инноваций нужна конкуренция, гарантии частной собственности, хороший деловой климат, человеческий капитал. Для власти, контролирующей ренту, это вещи опасные - такая власть не признает конкуренцию, регулирует деловой климат в ручном режиме и экономит на человеческом капитале. И происходит это при любых ценах на нефть.