Китайский цемент

Крупный китайский подрядчик готов построить в России цементный завод мощностью более 1 млн т в год вместе с малоизвестной компанией «Митлайн»

Контракт на строительство цементного завода мощностью 3000 т в сутки (около 1,1 млн т в год) подписали вчера гендиректор ООО «Митлайн» Павел Пудиков и гендиректор Anhui Foreign Economic Construction Group (AFECC) Цзян Циндэ во время визита премьера Дмитрия Медведева в Китай, сообщили информагентства. Регион, в котором будет построен завод, инвестиции и их источники не раскрываются.

Московское ООО «Митлайн», где гендиректором является Пудиков, по данным «СПАРК-Интерфакса», образовано в 2005 г. и занимается оптовой торговлей. При этом у компании есть бессрочная лицензия на использование природных ресурсов, которую в 2012 г. ей выдал департамент по недропользованию Уральского федерального округа (УФО). Компанией владеют частные лица - Мария Смирнова, Сергей Квач и Елена Студенникова (через другое ООО). Выручка в прошлом году составила 51 000 руб. А вот AFECC - один из крупных подрядчиков (выручка в 2011 г. - $420,8 млн). Компания к тому же крупный инвестор: например, весной 2013 г., по сообщению Bloomberg, она создала СП в Конго по добыче алмазов. О ее планах по строительству цементного завода в России известно не было. Связаться с представителями обеих компаний не удалось.

В последние годы китайские подрядчики активно выходят на российский рынок, рассказывает представитель «Базэлцемента». В частности, для строительства в Рязанской области цементного завода мощностью около 5000 т клинкера и 7200 цемента в сутки и инвестициями более 10 млрд руб. холдинг привлекал китайскую Sinoma International Engineering, напомнил он. Инвестиции в проект, в котором участвует «Митлайн», могут быть сопоставимыми и составить 6-7 млрд руб., если не потребуется строительство дополнительной инфраструктуры, например участка железной дороги, считает старший аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

По данным EY, в 2012 г. в России было выпущено 61,5 млн т цемента (+10%), весь рынок вырос на 13% до 65,2 млн т. Основные регионы потребления - Москва, Санкт-Петербург и до недавнего времени - Сочи, где создавались объекты для проведения зимней Олимпиады, рассказывает представитель «Базэлцемента». Новые производства, как правило, создаются в центральной части страны, ближе к рынкам сбыта, чтобы снизить затраты на логистику, которые, например, в Сибири доходят до 40% конечной цены, замечает он. По мнению Шенка, для размещения завода можно выбрать и Урал, где по сравнению с Московской областью дешевле земля и рабочая сила. Помимо прочего, продукция предприятия может быть востребована при строительстве объектов под проведение чемпионата мира по футболу, которые будут возводиться в различных регионах страны, поясняет он.