Пересадить всех

Производительность труда можно повысить, если иногда, как в школе, пересаживать сотрудников, решили работодатели. Только пересаживать надо со смыслом - под конкретные задачи
А.Таранин

Я могу поменять всю структуру компании, но оставить вас сидеть на прежнем рабочем месте. Большого эффекта не будет. И я, наоборот, могу вообще не менять организационную структуру и просто пересадить вас на другое рабочее место. Удивительно, но перемены будут разительными», - говорит Бен Уэбер, гендиректор Sociometric Solution, бостонской компании, которая анализирует межличностные коммуникации в офисе. Уэбер подсчитал, что от 40 до 60% контактов сотрудника в течение рабочего дня приходится на общение именно с соседями по рабочему месту. На взаимодействие с сотрудниками, сидящими через два ряда, приходится всего от 5 до 10% случаев общения. А о беседах с теми, кто сидит на другом этаже, можно и вовсе забыть.

Компаниям стоит задуматься о том, как они рассаживают своих сотрудников, считают эксперты в области офисного дизайна и психологии рабочего места. Если группировать работников по принципу работы в одном департаменте, то можно повысить уровень сосредоточенности на решении конкретной задачи, объясняет Кристиан Каталини, профессор школы менеджмента имени Слоуна при Массачусетском технологическом институте. Но если всех работников перемешать, то в коллективе будут легче рождать инновационные решения, добавляет он.

Кто первый встал

В новый московский офис, где применяется концепция открытого офисного ландшафта, компания «Сименс» переехала в апреле 2011 г. Рабочих мест там было запланировано меньше, чем сотрудников, примерно на 15%, рассказала Кристина Невская, руководитель пресс-службы компании «Сименс». То есть на 1200 сотрудников приходится 1000 рабочих мест - и никак не закрепленных за конкретными сотрудниками. Принцип «кто первый встал - того и тапки» распространяется и на руководителей, и на рядовых сотрудников. «Концепция очень гибкая и позволила реализовать нам с минимальными затратами (и материальными, и эмоциональными) несколько переездов, необходимость переездов была вызвана внутренней реструктуризацией компании, - говорит Невская. - Новая концепция офиса позволяет сотрудникам быть более открытыми и мобильными».

Кто кому нужнее

Нью-йоркское рекламное агентство ModCo Media за последние годы три раза меняло концепцию рассадки сотрудников. Почти полгода рекламные агенты сидели рядом с финансистами. Компания надеялась, что соседи смогут обменяться навыками и умениями через знакомство с работой другого отдела. В результате ModCo Media начала экономить «по нескольку сотен тысяч долларов в год», утверждает Эрик Дочтерманн, гендиректор компании. Правда, эксперимент плохо закончился для финансистов, так как рекламные агенты стали лучше разбираться в финансовых вопросах, и ModCo Media решила сократить по численности свой финансовый отдел. Теперь рекламные агенты «с лету решают финансовые вопросы», а финансовый директор проверяет их работу, рассказывает Дочтерманн.

«В одной дистрибуторской фармацевтической компании, где я раньше работала, все отделы - департамент продаж, маркетологи, рекламщики - и руководители сидели в одном открытом пространстве, - рассказывает Юлия Фелонина, замруководителя PR-департамента «Деловой России». - Отдельный кабинет был только у президента компании. Такое соседство прежде всего налаживало коммуникации: подчиненные и начальники могли быстро обменяться идеями. Принцип совместной работы руководства и рядовых сотрудников был настолько тверд, что даже, например, когда в отделе продаж появились новички и они уже не умещались в своей части опенспейса, мне пришлось пересадить своих подчиненных в другое место: руководителю по продажам было важно, чтобы все его люди сидели вокруг него».

Порой пересаживание сотрудников с места на место вдохновляет на создание новых продуктов или позволяет обучить новичков, добавляет Дочтерманн. Пол Инглиш, соучредитель туристического сайта Kayak.com, обычно занимается перестановками, когда в офисе появляются новые сотрудники. Каждый раз он тщательно продумывает, кто и в каком окружении будет сидеть. Он учитывает все - от особенностей характера работника до его политических взглядов. В счет идет даже привычка приходить на работу чуть раньше или, наоборот, опаздывать. «Если я посажу рядом с вами кого-то, кто вас раздражает, я превращу вашу работу в ад», - улыбается он.

Стол на колесиках

В российской компании «Йота» тоже задумались о том, как свободно перемещать сотрудников по офису. «Мы прочли и обсудили с менеджментом компании статью о рабочих столах на колесиках, которые вместе с сотрудником могут перемещаться по всему офису», - рассказывает Дарья Соловьева, директор по персоналу компании. Суть, конечно, не в самих столах на колесиках, а в том, что сотрудник может перемещаться со своим рабочим местом в офисном пространстве, подъезжать спонтанно к коллегам и обмениваться с ними идеями и информацией, говорит Соловьева. Такое общение помогает найти неожиданное, инновационное решение проблемы. Идея запомнилась, но реализовать задуманное пока не удалось. Соловьева замечает, что поменять всю мебель в офисе не так просто, пока компания не готова выделить на это бюджет. Да и реакция сотрудников непредсказуема. «Опыт показывает, что даже самые хорошие и прикольные идеи трудно воспринимаются коллективом, если людей не подготовили к нововведениям. Поэтому, прежде чем менять мебель в офисе, мы должны объяснить людям, зачем мы это делаем», - рассказывает она.

Конечно, трудно напрямую измерить, насколько вырастает эффективность сотрудника, который может свободно передвигаться со своим рабочим местом по офису, говорит Соловьева. Но опосредованная связь все-таки есть. «Растет уровень вовлеченности людей в рабочий процесс. Они ценят свободу, которую мы им даем, и готовы больше и лучше работать. Это влияет на производительность труда», - объясняет она и добавляет: в России многие компании не готовы к таким странным с их точки зрения решениям, как, например, перемещение сотрудников по офису. И дело вовсе не в деньгах, ведь большинство подобных офисных решений стоит недорого. Дело в менталитете. Часто российские руководители боятся предоставить персоналу много свободы и предпочитают жестко контролировать жизнь компании. По наблюдениям Соловьевой, западные идеи офисного благоустройства уже находят отклик в некоторых российских компаниях, но тенденция эта еще в зачатке. «А пока мне порой кажется, что мы в «Йоте» живем в каком-то фантастическом мире. Большинство российских компаний мыслят по-другому», - улыбается она.