Из «Лады» на Луну

С назначением Игоря Комарова замруководителя Роскосмоса начинаются реформирование отрасли и создание объединенной госкомпании
Игорь Комаров/ М.Стулов/ Ведомости

Распоряжением премьера Дмитрия Медведева президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров назначен замруководителя Российского космического агентства. По словам источника, близкого к руководству Роскосмоса, предполагается, что Комаров на новом посту запустит работу по реформе космической промышленности - созданию Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). По словам двух источников в правительственных ведомствах, указ президента Владимира Путина о создании ОРКК может выйти до конца этой недели. С должностью президента «АвтоВАЗа» Комаров расстанется после заседания совета директоров, намеченного на 4 ноября.

Космодромы и объекты наземной космической инфраструктуры останутся в ведении Роскосмоса. Прежний руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин выступал за создание ОРКК в виде госкорпорации наподобие «Росатома», 10 октября он ушел в отставку по состоянию здоровья, и его место занял бывший замминистра обороны Олег Остапенко.

Ранее Путин одобрил представленную ему вице-премьером Дмитрием Рогозиным концепцию создания ОРКК, согласно которой существующие в отрасли промышленные предприятия в форме ФГУПов должны акционироваться и их акции вместе с акциями существующих подконтрольных государству акционерных обществ должны быть переданы вновь создаваемой корпорации в форме ОАО. Предполагается, что это усилит управляемость отрасли и позволит улучшить контроль за качеством продукции, что стало особенно актуально после ряда неудач по запуску ракет-носителей и в связи с выделением на космические программы военного и гражданского назначения до 2020 г. 1,6 трлн руб.

По словам члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, перед Комаровым, как опытным менеджером со своей командой, наверняка поставлены задачи быстро - в течение месяцев - провести корпоративные процедуры по созданию ОРКК, с тем чтобы бюджет на 2015 г. верстался уже с учетом ее существования. По словам директора по внешним связям «АвтоВАЗа» Игоря Буренкова, как президент Комаров сделал очень много: при нем произошло тотальное обновление модельного ряда, на одной линии одними и теми же людьми собираются Lada, Nissan и Renault - в 2009 г. это казалось фантастикой.

По словам бывшего чиновника Роскосмоса, несмотря на все успехи в «АвтоВАЗе», перед Комаровым стоит в чем-то более сложная задача, чем обновление «АвтоВАЗа». Ему предстоит действовать в агрессивной среде: директора крупнейших предприятий, находившихся в ведении Роскосмоса и передаваемых в ОРКК, часто игнорировали указания агентства, агрессивно сопротивлялись планам реорганизации, не стеснялись инспирировать заказные статьи, обличающие чиновников, а иногда и публично советовали им уйти в отставку.