Компания недели: ТКС-банк

Вице-президент ТКС-банка Олег Анисимов вспоминает, как в 2007 г. Олег Тиньков не хотел, чтобы о нем писали книгу: «Вот продаст банк за $1 млрд, тогда можно». Книга издана, а теперь за миллиард продана треть банка.

Такой сделки не было давно: IPO ТКС-банка (точнее, материнской TCS Group Holding) прошло с 10-кратной переподпиской, ценовой коридор и объем размещения (дважды) повышались, бумаги проданы по верхней границе коридора, а банк и его акционеры выручили за 34% $1,087 млрд. В первый день торгов GDR подскочили еще на 6,7%, а объем торгов составил почти $1 млрд: те, кому не досталось акций, наверстывали упущенное.

Тиньков начал проект «ТКС-банк» в 2006 г., после продажи очередного бизнеса, пивоваренного, бельгийской InBev за $200 млн. По сути, он копировал модель «Русского стандарта», который кредитует население за счет облигаций и вкладов. ТКС пошел дальше: никогда не работал в торговых точках, у банка почти нет отделений - он даже депозиты открывает дистанционно.

Казалось, все было против Тинькова. Банк позже других вышел на рынок, где уже было тесно - кредитовать непуганых россиян под 100% годовых хотели многие. Но такие ставки привлекли внимание регуляторов (Рустам Тарико даже посетил Генпрокуратуру), банкам пришлось указывать полную стоимость кредитов, и ставки начали снижаться. К тому же ТКС начал выпускать карты прямо перед кризисом, в 2007 г. (Тиньков в книге вспоминает, как не мог разместить облигации: «Инвесторы разбегались врассыпную. Я сидел в офисе <...> просто раздавленный и плакал»).

ТКС не совсем банк - это бизнес по выпуску кредитных карт. Банковской составляющей занимается предправления Оливер Хьюз, выходец из Visa, но главное в этом бизнесе - продажи, а тут Тиньков один из лучших. Несколько лет назад моей жене пришло письмо от ТКС-банка с предложением завести кредитку. Она, маркетолог, сказала, что с точки зрения маркетинга оно исполнено идеально. Я же отправил его в мусорное ведро - изложенные мелким шрифтом поборы были возмутительно многочисленны и велики.

Но на эти мелочи смотрят не все. И ТКС три года подряд удваивал портфель кредитных карт. К июлю он приблизился к $2 млрд, прибыль за полгода составила $79 млн, а инвесторы оценили его в $3,2 млрд - более чем в 3 капитала.

Другие российские банки торгуются с коэффициентами в разы меньше. Даже у Сбербанка он чуть больше 1. Беднейшие россияне закредитованы, ЦБ снова закручивает гайки, пытаясь остудить рынок потребительского кредитования. Тиньков же продал иностранным инвесторам (IPO прошло в Лондоне) историю о растущем бизнесе на растущем рынке, который почему-то надо оценивать с мультипликаторами не банка, а интернет-компании.

Что ж, он мастер продавать и создает все проекты с расчетом продать их. Вот только покупателям почему-то не везет. Где магазины «Техношок», пельмени «Дарья», пиво «Т»?.. Может, те, кому не досталось акций ТКС, опоздали на самолет, который разобьется? У ТКС есть одно отличие от всех других проектов Тинькова: он продал только часть бизнеса, выручив около $300 млн и сохранив контрольный пакет. В этот раз он вместе с покупателями. Миллиард еще не получен.