Кризис гонит из онлайна

Продовольственная инфляция может помешать развитию онлайн-торговли, считает Nielsen: в случае кризиса 24% россиян собираются отказаться от покупок в интернете

Верные клиенты. 50

процентов россиян заявили, что в ухудшающихся инфляционных условиях откажутся пересматривать свои траты на жилье (в том числе аренду) и привычную еду дома

49

процентов говорят, что останутся верны своему интернет/ТВ-провайдеру, а также оператору сотовой связи (49%)

Аналитическая компания Nielsen провела исследование, изучив влияние продовольственной инфляции на потребительские привычки. В исследовании приняли участие 29 347 человек, из них 529 - россияне (опрос проводился в феврале - марте).

На фоне общемировых показателей ответы россиян выглядят оптимистичными. 52% россиян считают, что в прошлом году они могли себе позволить комфортную жизнь и не только приобретение необходимых товаров, но и «импульсные» покупки понравившихся вещей (в мире 44% указали, что в прошлом году могли тратить деньги только на основные расходы). А 17% российских респондентов похвастались возможностью свободно тратить деньги.

Но 73% россиян говорят, что в случае роста цен на продовольствие им придется сокращать расходы, чтобы осилить оплату основных статей бюджета. Экономить они планируют на покупке одежды и аксессуаров (56%), походах в рестораны и кафе (53%), развлечениях (43%). Рост цен скажется не только на тратах, но и на местах покупок. Так, 35% россиян ответили, что будут меньше отовариться в магазинах «у дома» и специализированных магазинах (34%), а обратят свое внимание на дисконтные магазины (32%).

Повышение цен сыграет не в пользу развивающегося рынка онлайн-торговли - каждый пятый респондент в России (24%) и за рубежом (25%) откажется от покупок через этот канал торговли, указано в сообщении Nielsen. «Удобство и комфорт, предоставляемые покупкой товаров онлайн, отойдут на второй план «до лучших времен», - объясняет директор отдела по работе с розничными сетями «Nielsen Северо-Восточная Европа» Илона Лепп.

Российские потребители в последние месяцы признаются, что чувствуют себя не слишком уверенно: 60% из них, по данным Boston Consulting Group, назвали свое финансовое положение неустойчивым - это самый высокий в мире показатель. Но крупные онлайн-ритейлеры пока тенденции, о которой говорят эксперты Nielsen, не заметили.

Онлайн-ритейл по-прежнему растет быстрее традиционного, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Сергей Румянцев: в первом полугодии он вырос на 29%, а розничная торговля в целом - только на 11%. «В онлайне приобретают все больше категорий товаров, потребители переключаются на более объемные и денежные категории, и не факт, что случится отток покупателей в случае кризиса, - напротив, люди будут искать в интернете более выгодные для себя предложения», - считает Румянцев.

«Сейчас мы наблюдаем рост спроса на доставку продуктов питания, во время последнего кризиса мы тоже видели увеличение продаж», - говорит заместитель гендиректора по маркетингу интернет-гипермаркета «Утконос» Максим Ледовский. Рынок интернет-торговли по сравнению с прошлым годом растет на 20-30%, а продажи крупных игроков, включая Wikimart, - более чем на 70%, говорит совладелец и директор розничного интернет-проекта Wikimart Камиль Курмакаев. Кризис на руку крупным игрокам рынка онлайн-торговли, объясняет Курмакаев, в такие периоды для потребителей самым значимым фактором становится цена, а крупным компаниям легче держать низкие цены за счет особых условий работы с поставщиками: например, они могут получать от них маркетинговые субсидии.

Во время всех кризисов снижения покупательской активности объем продаж через интернет растет, объясняет партнер Data Insight Федор Вирин. В кризис 2008 г. российский рынок онлайн-торговли вырос примерно на 40%, продолжает он, в первом полугодии 2013 г. - на 29%, обогнав по динамике прирост продаж всего прошлого года. За 2013 г. рынок вырастет примерно на 30%, прогнозирует Вирин.