Технологии рынка: Le Grand Paris как Большая Москва

«Новая Москва» во многом повторяет опыт расширения французской столицы.
Б. Ляув

Оба большие

Большой Париж 11,8 млн жителей (19% населения европейской части Франции) 12 000 кв. км (80% занимают сельскохозяйственные угодья, леса и природные заповедники) Административно-территориальные образования: 1 регион 8 департаментов 1281 коммуна «Новая Москва» 11,98 млн человек 2511 кв. км (треть - 870 кв. км - находится внутри кольцевой автомагистрали, остальные 1641 кв. км - за кольцевой автодорогой) Административно-территориальные образования: 12 административных округов 125 районов

И в одном, и в другом случае инициативу озвучивали президенты стран (бывшие), обосновав необходимостью решить транспортные проблемы, прошли почти идентичные международные архитектурные конкурсы. «По идеологии, стоимости, масштабам и значимости проекты похожи», - заявлял мэр Москвы Сергей Собянин. На этом сходство двух агломераций завершается. Париж, где уровень автомобилизации (количество машин на семью) не растет, думает о том, как связать разные районы региона, построить больше жилья. Москва, где автопарк увеличивается на 300 000 машин ежегодно, пытается удержать ситуацию в существующих рамках. О том, как присоединенные территории должны разгрузить центр, похоже, все уже забыли.

Хроника расширения

«Столица морально устарела и не отвечает высоким стандартам жизни в мегаполисах XXI в. Большие проблемы горожанам и жителям пригородов, ежедневно устремляющимся на работу в центральную часть города, доставляют пробки. Поэтому пора пересмотреть территориальные границы» - именно так экс-президент Франции Николя Саркози обосновывал в июне 2007 г. необходимость расширения Парижа и создания Le Grand Pari(s) [игра слов - «большой Париж» и «большое пари»].

Транспортные сети французской столицы были спроектированы 150 лет назад и не подвергались большой модернизации. Зато население росло стремительно - на 5 млн человек за последние 20 лет. В центральном Париже проживает 2,2 млн, в пригородах - более 8 млн, многие из них ездят на работу в центр города.

Полгода спустя министерство культуры Франции инициировало международные консультации о будущем столицы. В марте 2008 г. появилась должность госсекретаря по развитию столичного региона, а в июне того же года Николя Саркози объявил о начале работы 10 архитектурных команд над будущим обликом Большого Парижа. Всего участвовало около 500 человек. Научный совет конкурса каждый месяц встречался с командами и снабжал их информацией. В декабре архитекторы и урбанисты представили свое видение Большого Парижа, весной 2009 г. проекты выставлялись в Музее архитектуры, обсуждались в Центре современных искусств Помпиду. После этого все 10 команд объединили в Atelier International du Grand Paris, которое возглавляет архитектор Бернар Лемуан. Сейчас мастерская разрабатывает программы развития Большого Парижа.

Выступая на открытии Петербургского экономического форума в 2011 г., тогдашний президент России Дмитрий Медведев заявил, что «можно рассмотреть вопрос о расширении границ Москвы, создании столичного федерального округа и переносе за нынешние границы Москвы значительной доли федеральных учреждений». Позднее Сергей Собянин так объяснял слова Медведева: «Президент говорил о перемещении ряда правительственных учреждений за территорию нынешней границы Москвы, это значительно поможет решить проблему концентрации рабочих мест в центре. У нас сейчас две трети рабочих мест сконцентрировано в центре Москвы, а две трети жилья - по периметру города. Это перемещение повлечет за собой и создание нового центра притяжения инвестиций девелоперов, которые сейчас не находят применения». Затем власти объявили, что территория Москвы будет расширена со 107 000 до 251 000 га.

Спасение - в метро

Транспортная система Парижа схожа с московской: она кольцевая, а поперечных связок мало, сложно попасть из одного района в другой; город растет, процесс с трудом поддается контролю, рассказывает Лемуан. Париж неоднороден, и, несмотря на усилия властей, его районы сильно отличаются социальным и этническим составом. Если южные традиционно буржуазные, то северные считаются криминогенными, именно там живут мигранты.

Тогда же, в 2007 г., Саркози озвучил свое видение Большого Парижа: он должен превратиться в мегаполис, способный конкурировать с Лондоном, Нью-Йорком или Токио. Мегаполис, где не будет спальных районов и адрес перестанет быть фактором социальной дискриминации. Границы между Парижем и его пригородами должны были быть стерты и создана единая метрополия, в которой все районы связаны между собой скоростными поездами. Общий бюджет на развитие инфраструктуры составляет 32 млрд евро, из них 23,5 млрд евро будет выделено только на транспортную сеть Большого Парижа.

«Когда был принят закон о Большом Париже, в течение четырех месяцев с 8 утра до 11 вечера по телеканалам мы устраивали презентацию проекта нового парижского метро», - рассказывает советник проекта «Большой Париж» Стефан Леклер. Это самый амбициозный проект - Grand Paris Express, он предполагает строительство 200 км автоматизированного метро и 72 новых вокзалов, которые соединят пригороды между собой и с Парижем. Например, научный кластер плато Сакле (европейский аналог Кремниевой долины) будет в получасе езды от столицы.

К 2030 г. протяженность парижского метро удвоится (сейчас она составляет 214 км). Фактически построят два новых кольца, с которых будут пересадки на существующие линии трамвая, пригородные электропоезда и региональный экспресс RER. Появится сообщение с аэропортами Руасси, Орли и Ле-Бурже.

Строить метро французы собираются не на бюджетные деньги. Как рассказал директор кабинета компании Societe du Grand Paris Александр Мисофф, часть средств - это налоги (транспортный налог, сборы на офисы - чем ближе к центру, тем дороже платят владельцы офисов, налог с жителей на проживание), взносы муниципальных образований, сбор с эксплуатации инфраструктуры с момента ввода объекта плюс заемные средства. Чтобы построить парижское метро, пришлось брать кредиты еще в 1900 г., последний взнос по ним был сделан в 1975 г., говорит Мисофф. Проектирование идет параллельно со строительством, недавно объявлены тендеры на два первых участка.

Транспортный каркас «новой Москвы» недавно разработан. Программа строительства метро у московских властей не менее масштабна, а если учитывать сжатые сроки - то намного интенсивнее. До конца 2020 г. мэрия собирается построить 155 км путей и 75 станций. На новые территории будут продлены четыре линии - до Новопеределкино, Саларьево, аэропорта «Астафьево» и в Коммунарку.

Больше жилья

Еще одна проблема Парижа - нехватка жилья. По словам Бернара Лемуана, сейчас Париж и пригороды вводят всего около 35 000 единиц жилья в год (квартиры и личные дома). Если считать, что площадь одной квартиры - около 60 кв. м, получается, что регион строит всего около 2,1 млн кв. м жилья в год. Для сравнения: Москва в прошлом году ввела около 2,5 млн кв. м жилья, а область - 6,88 млн кв. м.

Низкие темпы строительства поддерживают высокие цены на парижскую недвижимость, говорит Лемуан. Чтобы ослабить ценовое давление, нужно увеличить предложение, ввод должен составлять 70 000 квартир в год. «Мы не будем строить новые города в 40 км от Парижа, нужно стараться перестроить имеющиеся дома так, чтобы и застройку уплотнить, и транспортную доступность просчитать», - рассказывает архитектор. Строить будут коммерческие структуры. По французскому законодательству 25% возводимого жилья муниципалитеты должны предоставлять в социальное пользование. Как рассказал Стефан Леклер, государство сейчас заключает с муниципалитетами контракты, согласно которым они должны строить жилье вокруг новых станций метро.

Камни преткновения

Без политической воли запустить все эти процессы было практически невозможно: территориями управляют муниципалитеты, координации действий между которыми немного. «Есть Париж, есть следующий уровень - восемь департаментов вокруг Парижа, и еще один уровень - регион. Моя задача как министра - общаться со всеми этими людьми и побуждать их общаться между собой», - рассказывал два года назад бывший министр Большого Парижа Морис Леруа. «У нас множество центров принятия решений, а единого нет», - соглашается Мисофф.

Еще одним камнем преткновения чиновники называют необходимость согласовывать все проекты с населением. По словам Мисоффа, из-за этого, например, поменяли места расположения нескольких станций метро. Граждане должны привлекаться к обсуждению инициатив властей и быть вовлеченными в процесс, уверен Лемуан.