Доходное место: Осторожно: мотор

Для продвижения объектов столичные девелоперы осваивают кинорынок.
Д. Абрамов/ Ведомости

Маркетинговыми соображениями руководствуется и «Галс-девелопмент». «Участие в съемках прежде всего работает на узнаваемость здания. Это особенно важно, если объект недавно введен в эксплуатацию и его нужно «нанести на карту» города, а присутствие звезд киноиндустрии на территории объекта работает на позитивный имидж», - объясняет вице-президент компании Владимир Стригин. Например, у кинематографистов популярен бизнес-центр SkyLight на Ленинградском проспекте. «В июне в нем состоялись съемки одной из самых зрелищных сцен голливудского блокбастера Шелдона Леттича «Черная роза». А в конце августа здесь снимался новый клип певицы МакSим», - рассказывает Стригин. Регулярно проводятся съемки и в принадлежащей «Галс-девелопменту» гостинице «Пекин». Здание привлекает киношников и телевизионщиков не только как удачная съемочная площадка, но и как «киногерой». Весной этого года здесь снимали передачу «Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом», посвященную истории «Пекина». «Это памятник архитектуры и часть культурного наследия города, и мы с удовольствием поддерживаем познавательные проекты, связанные с ним, съемки в гостинице проводятся бесплатно», - объясняет Стригин.

Ежегодно в России снимается не менее сотни полнометражных фильмов и еще около 170 находится в производстве. Количество телесериалов и вовсе перевалило за 200 штук в год. Как минимум две трети съемок происходит в Москве.

Однако в отличие от старшего поколения кинематографистов, которое творило основном в специальных павильонах с декорациями, современные кинодеятели все чаще выходят, что называется, «в люди», помещая своих героев в интерьеры самых настоящих гостиниц, жилых домов, торговых комплексов и бизнес-центров.

Использование столичных объектов недвижимости для съемок будущих блокбастеров поставлено нынче на широкую ногу. Нужные по формату и колориту площадки можно найти на специализированных интернет-сайтах, каталоги которых содержат тысячи фотографий, тщательно расфасованных по альбомам самой разнообразной тематики - от «Усадьб и имений» и «Интерьеров эпохального характера» до «Подвалов и странных мест». В ассортименте также «Офис: стекло, коробки и опен-спейс с видом на храм». Кроме того, «риэлторские» услуги кинематографистам оказывают так называемые локейшн-менеджеры, в чьи обязанности входит подбор площадей для съемок.

«Спрос на объекты для использования их в качестве съемочных площадок есть постоянно. Некоторое затишье было в кризис, закончилось довольно быстро, - рассказывает PR-директор агентства недвижимости Est-a-Tet Анна Рогова. - А в этом году мы ежедневно получаем минимум три обращения с просьбой найти объекты для киносъемки».

Заработать на кино

Судя по цифрам, которые озвучивают опрошенные «Ведомостями» эксперты, сдача площадей в киноаренду может оказаться предприятием вполне выгодным. Цена съемочной площадки измеряется не в метрах, а в днях ее использования, за каждый из которых, как правило, платится сумма, равная месячной ренте. Правда, по словам кинопродюсера и основателя коммуникационного агентства Constellation Александра Изотова, ставка во многом зависит от качества самого объекта. «Средняя цена съемки дорогого офиса - около 100 000-150 000 руб. в день, недорогого - от 30 000 до 70 000 руб. в день. Бывают объекты и по 500 000 руб. в день, обычно это офисы площадью от 300 кв. м, расположенные в бизнес-центрах класса А», - объясняет он.

Причиной такого ценообразования служит не только и не столько купеческая жилка арендодателей, сколько их стремление застраховать себя на случай непредвиденных ситуаций - побитых стен, поцарапанных полов, поломанной мебели и т. п. «Киноиндустрия разворачивает свой собственный мир - такое впечатление, что у ребят все с собой: гримерки, буфет, генераторы, не говоря уже об оборудовании - это тонны техники и километры проводов», - делится впечатлением Ольга Валова, PR-директор «Целеево гольф и поло клуба», где недавно снимал очередной сериал Александр Кириенко, автор нашумевшего несколько лет назад многосерийного фильма «Найденыш».

По словам экспертов, подписание договоров аренды, в которых обозначены в том числе и форс-мажорные ситуации, в случае с киношниками большая редкость. А значит, взыскать ущерб со съемочной группы будет проблематично. И потому владельцы недвижимости закладывают возможные риски в «ставку аренды».

Впрочем, квадратные метры за гонорар чаще сдают так называемые физические лица - владельцы квартир, апартаментов, офисов в нарезку. Крупные собственники из числа лиц юридических хотя и участвуют в таких мероприятиях намного реже, зато делают это, как правило, бесплатно. «Готовность безвозмездно предоставить площади сильно зависит от настроения и любви к кино владельцев помещения», - уточняет Александр Изотов.

Двигатель объекта

По словам Анны Роговой, в кризис некоторые девелоперы предоставляли объекты для съемок за деньги. Сейчас собственникам недвижимости гораздо важнее так называемый продакт-плейсмент - возможность показать здание и его интерьеры на большом экране. «Доход от предоставления площадок для съемок фильмов для нас не главное. В первую очередь нам интересны позиционирование объекта, маркетинговые возможности, которые дает его присутствие в картине, выходящей в широкий прокат», - подтверждает Динара Лизунова, PR-директор Capital Group, одного из основных «поставщиков» съемочных площадок для российского кинематографа. «По нашим подсчетам, как минимум в восьми полнометражных российских лентах и сериалах, которые выйдут в прокат в 2013-2014 гг., задействован МФК «Город столиц» («Марсианин», «В спорте только девушки»)», - рассказывает Лизунова. Этим летом «киногероем» стал и ЖК «Триколор», на строительной площадке которого велись съемки телесериала «Вальс бостон» с Еленой Яковлевой в роли главы девелоперской компании. А ранее в МФК «Легенда Цветного» снимались эпизоды фильма с участием Константина Хабенского и Константина Крюкова и фрагменты фильма «Лучшая девушка Кавказа», который выйдет на экраны в 2014 г.

Нередко используются в качестве съемочных площадок и коттеджные поселки. Например, в поселке «Величъ», расположенном в 30 км от Москвы по Новорижскому шоссе, снимался фильм Сергея Гинзбурга «Любовь вне закона» со Светланой Ходченковой в главной роли.

«На стадии реализации проекта новостей о нем достаточно и без каких-то дополнительных акций, - комментирует Анна Рогова. - А вот после того как объект уже построен, количество информационных поводов заметно сокращается. Тогда и сами киносъемки на его территории, и вышедший после этого фильм или сериал вполне могут стать инструментом для продвижения».

Дороже денег

Несмотря на вполне реальные «дивиденды» от кинопродвижения объекта, девелоперы все же не готовы отдавать свои площадки под съемки «не глядя». Одна из основных причин тому - репутационный урон, который может быть нанесен проекту. Именно по этой причине несколько лет назад группе, решившей снимать в Подмосковье фильм о войне коттеджных поселков, так и не удалось найти площадку для работы. По словам участников этой истории, никто из столичных девелоперов не захотел светить свой объект в таком, мягко говоря, невыгодном для него ракурсе.

«Принимая решение о съемках, мы детально проговариваем как сценарий фильма в целом, так и тот конкретный фрагмент, который будет сниматься на нашей площадке», - рассказывает Лизунова.

Так поступает и Максим Каварьянц, коммерческий директор компании Sminex, в апартаментах которой («Парк мира», Tivoli) снимался цикл передач для телеканала СТС. «Мы не готовы предоставлять свои объекты для съемок фильмов ужасов, кровавых сцен, - говорит Каварьянц. - Поэтому еще на стадии переговоров стараемся тщательно проговаривать все детали, чтобы исключить кадры, которые могут восприниматься неоднозначно, а тем более негативно».

Не менее весомый повод для отказа от съемок - ущерб, который может быть нанесен объекту. «Мы готовы предоставлять для съемок наши здания, если это не угрожает их состоянию», - говорит Владимир Стригин. По сюжету фильма «Черная роза» герой Маттиаса Хьюза пытается ограбить банк, роль которого «играет» 1-й этаж бизнес-центра SkyLight. В одной из сцен фильма автомобиль влетает внутрь банка, эффектно разбивая стеклянные стены вдребезги. «Специально для этого эпизода были установлены панели из каленого стекла, которое эффектно разбивается в кадре, - раскрывает кинематографический секрет Стригин. - Затраты на демонтаж настоящего стекла и установку бутафорского легли на продюсеров фильма».

Серьезной проблемой съемки могут стать для жителей или арендаторов. «Когда снимается кино, 50-100 человек постоянно находятся в движении на площадке. Это огромное количество техники, транспорта, крики и шум», - признает Александр Изотов. «Мы обычно разрешаем проводить съемки лишь в шоурумах и только в тот момент, когда здание еще не заселено», - говорит Каварьянц.

Динара Лизунова вспоминает о своем первом опыте работы со съемочной группой несколько лет назад. «Это был практически круглосуточный присмотр за ними со стороны не только охраны, но и нашего департамента. Нам постоянно хотелось везде и всё заклеить, завесить, заложить - одним словом, спасти, - смеется она. - Однако, как мы ни старались, это удалось не во всем. К счастью, были подписанные страховые контракты на время съемок, иначе после восстановления испорченных полов, стен и даже предметов интерьера пришлось бы совсем оказаться от подобных предложений. Но картинка получилась отличной, узнаваемой - и мы продолжили».