Город на любой кошелек

Чем живет Красная Поляна и прибрежный Сочи? Готовы ли спортивные объекты? Корреспондент «Ведомостей» побывал в олимпийской столице за 100 дней до начала Игр
Чаша олимпийского огня уже возвышается над главным стадионом Сочи-2014/ Т. Лысова/ Ведомости

«С будущим Сочи после Олимпиады все понятно. Внизу, у моря, - курорт для бедных. Здесь, в горах, - курорт для богатых», - уверенно рассуждает ресторатор из Москвы. Мы сидим в его ресторане в Красной Поляне. Меню рассчитано на состоятельных гурманов: лесной голубь, фуа-гра с айвой, стебли горного лопуха...

Лучше электричкой

Движение личного и арендованного автотранспорта в Сочи во время Олимпиады будет ограничено, удобнее всего будет перемещаться на скоростной электричке, говорит федеральный чиновник. Транспортная дирекция Олимпийских игр также заявляет, что основным транспортом в ходе Игр станет железнодорожный «с применением гибко регулируемого автобусного сообщения на магистральных направлениях и подвозящих маршрутов транспорта общего пользования». Пересадку пассажиров между различными видами транспорта будут обеспечивать транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). На территории прибрежного и горного кластеров запланирована организация 11 таких ТПУ.

Вокруг пустовато. Кроме нашего столика заняты еще три-четыре. Не сезон. Но прошлой зимой найти вечером свободный столик было трудно. «Я как-то приехал вечером. В зале - олигархи из топ-50 списка Forbes, чиновники правительства и администрации президента», - вспоминает хозяин. Рассказывает, что выручка этого ресторана такая же, как у ресторана в центре Москвы. А ресторан в прибрежном Сочи ему и бизнес-партнерам почти ничего не приносит.

«Я сомневаюсь, что в России есть столько богатых, чтобы после Олимпиады отели в Красной Поляне были заполнены хотя бы наполовину, - говорит он. - Здесь будет около 9000 гостиничных номеров на четыре курорта без общего ски-пасса - «Горная карусель» Сбербанка, «Роза Хутор» Владимира Потанина и газпромовские «Лаура» и «Альпика сервис». Вместе с гостиницами внизу в Сочи будет около 42 000 номеров. Примерно столько же гостиниц в 14-миллионной Москве. Из-за избытка предложения цены снизятся, надеется мой собеседник: «Поедет средний класс плюс невыездные военные и сотрудники спецслужб». По его мнению, проблемы с заполняемостью будут только у «Горки города»: слишком большой проект с архитектурой, похожей на Анталью.

Достроить город

Ассоциации с Турцией в «Горки городе» возникают. Но не из-за архитектуры, а из-за многочисленных турецких рабочих.

Это один из последних олимпийских объектов, где по-прежнему идет строительство. Хотя и не такое бурное, как полгода назад. Многие гостиницы построены, но работы все равно много - например, не готова центральная площадь, - и сложно понять, успеют ли достроить к началу февраля.

«Успеем», - уверенно говорит зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов. Но нужно еще сдать объекты, а у Ростехнадзора на приемку уходит до двух месяцев, объясняет он. Кузнецов четвертую неделю живет в Красной Поляне - следит, чтобы строители не выбивались из графика: на кону репутация страны, Сбербанка и его начальника Германа Грефа. Сбербанку принадлежит 92% акций «Красной Поляны» - инвестора-застройщика.

Это самый большой девелоперский проект в Красной Поляне - свыше 600 000 кв. м жилой и коммерческой недвижимости. Для сравнения: «Роза Хутор» - около 420 000 кв. м, газпромовские курорты - около 500 000. Строить меньше «Красная Поляна» не может из-за обязательств России перед Международным олимпийским комитетом (МОК) - во время Олимпиады здесь будут жить журналисты.

«Горки город» - уменьшенная копия всей Олимпиады: колоссальные инвестиции в красивый проект с большими рисками. Стройка идет в двух местах - у подножья хребта Аибга и на самом хребте 400 метрами выше. «Нижний город задуман как молодежное, если хотите, тусовочное место - здесь будут торговые центры, рестораны, бары, фитнес-центр, - рассказывает Кузнецов. - Вверху потише и более респектабельно». Из-за кредитного соглашения с ВЭБом апартаменты пока не продаются, хотя в листе ожидания около 100 человек.

Мы обходим стройку, заходим в гостиницы. Во многих закончилась чистовая отделка, стоит мебель, укрытая целлофаном. Операторы для гостиниц уже отобраны, рассказывает Кузнецов: Marriott, Swissotel, Rixos. Поднимаемся на четвертый этаж строящегося торгового центра. Под стеклянной крышей будет бассейн с пляжем, лежа на котором можно смотреть на снежные вершины. «Здесь будет очень красиво», - обещает зампред Сбербанка.

Земля Дерипаски

С ноября добраться из Красной Поляны в Сочи можно будет не только на машине, но и на поезде. РЖД уже построила совмещенную железную и автомобильную дорогу. Это самый дорогой олимпийский объект - федеральному бюджету он обошелся в 230 млрд руб.

Олимпийский парк со стадионами находится в Адлерском районе на землях бывших совхозов «Южные культуры» и «Россия». В 2006 г., когда Сочи уже выставил кандидатуру на проведение Олимпиады, эти земли скупили структуры Олега Дерипаски. Он и сейчас остается крупнейшим частным владельцем земли в этом районе. На берегу Черного моря компания олигарха строит олимпийскую деревню для спортсменов. После Олимпиады ее будут продавать как апартаменты. Прошлым летом представитель «Базэла» обещал, что цена квадратного метра будет от 50 000 до 70 000 руб. Однако сотрудники «Олимпстроя» и оргкомитета «Сочи-2014», которые хотят остаться жить в Сочи после Олимпиады, говорят, что цены начинаются от 150 000 руб. за 1 кв. м.

Когда в 2011-2012 гг. строительство стадионов и олимпийской деревни было в разгаре, в Адлере было пыльно, несмотря на высокую влажность. Сейчас арены и деревня почти готовы, пыли нет. После холодной и дождливой Москвы прогуляться по солнечной набережной - одно удовольствие. Атмосфера причудливая: столики кафе по-европейски вынесены на улицы, но тут же разносится попса из выставленных на улицу колонок у музыкального магазина. Абхазы, торгующие мандаринами; цыгане, предлагающие погадать; армяне, обсуждающие футбол. Шашлыки в прибрежных кафе с лабухами по вечерам. Вывески Prоducts на продуктовых магазинах.

Дорога на машине в центр Сочи занимает два часа, хотя езды - на 30 минут. Пробки в Сочи такие, что потерять терпение могут даже москвичи. Местные советуют вообще не пользоваться автомобилем в Сочи в феврале. Все будет перекрыто, и пробок скорее всего не будет, но без пропуска не проедешь и не припаркуешься.

В центре спокойнее, чем в Адлере. Напротив морского вокзала растянут большой белый шатер, в котором на время Олимпиады будет магазин Bosco. Недалеко гостиница «Москва», которую братья Билаловы собирались реконструировать к Олимпиаде. По словам федерального чиновника, гостиница к Олимпиаде достроена не будет. Это не единственный объект, построить который к Олимпиаде не успеют: жители поселка Кудепста так и не дали возвести Кудепстинскую ТЭЦ, не будет полностью готов дублер Курортного проспекта.

Домик Потанина

В Красной Поляне и внизу, в Олимпийском парке, почти все спортивные объекты готовы. Исключение - центральный стадион, где пройдут церемонии открытия и закрытия.

Готов один из самых сложных олимпийских объектов - трамплины в Красной Поляне. Когда их начинали строить, то выяснилось, что нужна дополнительная инженерная защита, иначе трамплины сползают вниз. Сейчас почти у всей инфраструктуры вокруг них, например трибун и дорог, помимо прямого назначения есть еще одно - держать трамплины на месте.

В феврале здесь был президент Владимир Путин и не увидел дороги к трамплинам, на возведении которой настаивал МОК. Путин раскритиковал основного бенефициара «Красной Поляны» Ахмеда Билалова, после чего тот вместе с братом перебрался в Лондон. Компания перешла к Сбербанку, который и профинансировал строительство дороги. Но большинство зрителей по ней не поедет - удобнее будет добраться по канатной дороге от железнодорожной станции Эсто-Садок.

Успеваю на церемонию закрытия открытого чемпионата России по прыжкам с трамплина. Награждают команду из Нижнего Новгорода, которая выиграла смешанный зачет. Предолимпийские соревнования прошли не только здесь, а на всех объектах будущих Игр. Теперь их закроют для зарубежных спортсменов до Олимпиады. Тренироваться смогут только наши.

На санно-бобслейной трассе тренировки идут вовсю. Раздается крик: «Давай, давай, давай», затем смачные хлопки. Это министр спорта Виталий Мутко азартно подгоняет российских саночников. Он наверняка помнит, что прошлая Олимпиада (неудачная) закончилась для руководителя Олимпийского комитета России Леонида Тягачева отставкой. Мутко в прогнозах осторожен: говорит, что четвертое место в общекомандном зачете будет успехом.

Для российских саночников и бобслеистов построили чуть в стороне от основной трассы тренировочные. «На них можно тренировать старт. Хороший разгон - 60% успеха», - объясняет сотрудник оргкомитета «Сочи-2014».

Спускаюсь вниз. Недалеко от финиша есть дом, откуда начинался проект «Олимпиада в Сочи». Сейчас это офис «Олимпстроя», но дом известен как Домик Потанина. Владимир Потанин построил его в начале 2000-х, чтобы кататься на лыжах в Сочи. В июне 2005 г. на лужайке перед этим домом полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак объявил, что Сочи будет претендовать на проведение Олимпиады в 2014 г. Главным спонсором заявочной компании стал сам Потанин. И если раньше его сочинский дом стоял в уединенном живописном месте, то теперь от былого спокойствия не осталось и следа - рядом дорога, санно-бобслейная трасса и продолжающаяся стройка.

Осталась инфраструктура

Если судить только по спортивным объектам и аэропорту, то Сочи к Олимпиаде готов. Но сопутствующая инфраструктура - пока нет. Нужно достроить медиадеревню, гостиницы для туристов, подъемники, завершить обновление городских электросетей, запустить совмещенную дорогу - убрать строительный мусор. Ощущения, что могут не успеть, не возникает, оргкомитет «Сочи-2014» вовсю торгует билетами на соревнования. Аврала не будет, обещает вице-премьер по Олимпиаде Дмитрий Козак: к 25 декабря стройка в Сочи закончится, останется благоустройство. А другой федеральный чиновник даже шутит: «Напишите: к церемонии открытия точно закончим. Главное, чтобы факел с огнем не погас».

Сочи