Всё золото Олимпиад

В преддверии Олимпийских игр в Сочи «Ведомости» напоминают историю медалей зимних Олимпийских игр, проходящих с 1924 г.

Проведение Олимпийских игр было возрождено в 1896 г., но практика награждения победителей золотыми медалями сложилась лишь с Олимпиады 1904 г. в Сент-Луисе - на первых Играх олимпионикам вручали лавровые венки и серебряные медали. Начиная с 1928 г. дизайн медалей для летних Олимпийских игр был стандартизован (решение об этом было принято еще в 1921 г.): на лицевой стороне медали всегда изображается богиня победы Ника. До 2004 г. на медалях воспроизводился рисунок итальянского художника Джузеппе Кассиоли - сидящая Ника с пальмовой ветвью в одной руке и лавровым венком победителя - в другой. Начиная с Игр в Афинах-2004 изображение на аверсе медали поменяли: Ника воспарила над стадионом (автор рисунка - греческий дизайнер Елена Вотси). Неизменность эллинистического аверса медалей Международный олимпийский комитет (МОК) объясняет стремлением подчеркнуть греческое происхождение Олимпиад (но с 1972 г. организаторам летних Игр было разрешено создавать уникальный дизайн реверса - обратной стороны медалей).

А вот организаторам зимних Олимпийских игр повезло больше: «эллинистического наследия» в снежных видах спорта не было, и потому МОК с самого начала позволил им создавать медали с оригинальным дизайном. И если в первые годы организаторы Игр сдерживали фантазии дизайнеров, то в последние десятилетия им предоставлен карт-бланш: каждая новая страна-хозяйка пытается превзойти предыдущую не только в красоте медалей, но и в сложности и оригинальности их изготовления - в ход идет не только золото, но и хрусталь, и минералы, и даже миниатюрная роспись!

Шамони 1924

Чемпионские медали для первых зимних Олимпийских игр, как и для последующих, изготовлены из позолоченного серебра. На аверсе медали для соревнований в Шамони художник Рауль Бенар изобразил спортсмена, в правой руке сжимающего коньки, а в левой - лыжи. Дизайн медали (диаметр - 55 мм) оказался пророческим: главными триумфаторами Игр стали финский конькобежец Клас Тунберг и норвежский лыжник Торлейф Хёуг, завоевавшие по три золотые медали. Любопытно, что на реверсе медали упоминания о «I зимних Олимпийских играх» нет, а сообщается о зимних соревнованиях, проведенных в Шамони Олимпийским комитетом Франции под патронажем МОК в честь VIII Олимпийских игр, прошедших в том же году в Париже.

Санкт-Мориц 1928

Четыре года спустя на медалях появилось упоминание о зимних Олимпийских играх, причем сразу о вторых по счету. На аверсе медали художник Арнольд Хунервадель изобразил фигуриста, такая медаль (самая маленькая в истории зимних Олимпиад, диаметром 50 мм) вручалась победителям и призерам во всех видах спорта, не только в фигурном катании.

Лейк-Плэсид 1932

Первое и единственное изображение богини победы Ники на медали зимних Олимпиад. Крылатая богиня возвышается над горами Адирондак. Волнистый обод медали (диаметр - 54 мм) - парафраз ребристых античных колонн.

Гармиш-Партенкирхен 1936

Одна из самых крупных медалей в истории Олимпийских игр - диаметром 100 мм. Автором медали является Рихард Кляйн - любимчик Адольфа Гитлера, создававший в том числе дизайн медалей для нацистской армии.

Санкт-Мориц 1948

Художник Поль-Андре Дроз решил разместить название столицы Олимпийских игр и их порядковый номер на лицевой, а не оборотной стороне медали (диаметр - 60 мм). На реверсе - горящий олимпийский факел и девиз Олимпийских игр - «Быстрее, выше, сильнее».

Осло 1952

Для аверса медали VI зимних Олимпийских игр норвежский дизайнер Кнут Айран переработал классическую олимпийскую композицию, созданную греческим художником Васосом Фалиресом. На оборотной стороне медали (диаметр - 71 мм) Айран поместил стилизованное изображение мэрии Осло.

Кортина-д'Ампеццо 1956

На лицевой стороне медали Игр в Кортина-д'Ампеццо (диаметр - 60 мм) художник Константино Аффер изобразил «идеальную девушку», а над ее головой разместил пять олимпийских колец, вытянув их в линию (впредь МОК таких вольностей со своим главным символом художникам не позволял).

Скво-Вэлли 1960

Возможно, самая лаконичная медаль в истории зимних Олимпийских игр (диаметр - 55 мм). Настолько лаконичная, что даже имени ее автора в архивах МОК не сохранилось. Но сохранилось описание, что юноша и девушка, изображенные на аверсе медали, «символизируют молодежь Америки и всего мира».

Инсбрук 1964

IX зимние Олимпийские игры в Инсбруке стали первыми, на медалях которых появилось название вида спорта (на фото - медаль за победу в слаломе). Дизайн медали (диаметр - 70 мм) - результат сотрудничества художников Марты Куфаль-Хартль и Артура Цельгера.

Гренобль 1968

Роже Эскофон, автор медалей для зимней Олимпиады в Гренобле, пошел еще дальше по пути их персонализации: на реверсе медалей появились не только названия спортивных дисциплин, но и их пиктограммы (на фото - медаль за победу в слаломе). Состав чемпионской медали (диаметр - 60 мм) - серебро 925-й пробы плюс 6 г золота.

Саппоро 1972

Олимпийскую медаль для Игр в Саппоро создали два художника. Рельефный аверс медали (диаметр - 60 мм) Яги Казуми стилизовал под пушистый снег и гладкий лед, на реверсе медали Икко Танака изобразил эмблему Игр и надпись «XI зимние Олимпийские игры Саппоро 1972» на японском и английском языках.

Инсбрук 1976

Спустя 12 лет зимние Олимпийские игры вновь принимал Инсбрук. Эмблему для XII Игр было решено оставить ту же, что была у IX Игр, и авторами новой медали стали те же художники - Марта Куфаль-Хартль и Артур Цельгер. На аверсе они изобразили эмблему Игр, а на обороте медали (диаметр - 72 мм) - трамплин Бергизель, построенный к Играм 1964 г. и ставший за 12 лет одним из символов Инсбрука.

Лейк-Плэсид 1980

Дизайн медалей для Олимпиады в американском городе Лейк-Плэсиде было доверено создавать одной из самых известных ювелирных компаний США - Tiffany & Co. Она специализируется на работах по серебру, но в этих медалях (диаметр - 80 мм) помимо серебра содержалось также и чистое золото.

Сараево 1984

Небойша Митрич создал для Игр в Сараеве почти квадратную медаль (71 мм). Персонализации медалей по видам спорта не было, на реверсе всех медалей художник изобразил стилизованную голову спортсмена, увенчанную лавровым венком.

Калгари 1988

Источником вдохновения для Фридриха Питера, создавшего дизайн медалей XV зимней Олимпиады в канадском Калгари, стала индейская культура. Прическу индейца, изображенного на реверсе медали (диаметр - 69 мм), образуют лыжи, лыжная палка, боб, конек, клюшка, сани, винтовка...

Альбервиль 1992

Первая в истории Олимпийских игр медаль, изготовленная с использованием иных материалов помимо металла, - в данном случае хрусталя. Прозрачная медаль, созданная мастерами компании Lalique, заложила моду на «композитные» олимпийские медали на десятилетия вперед. Для производства одной медали для Игр 1992 г. (диаметр - 92 мм) требовались труд 35 мастеров и несколько сотен часов работы.

Лиллехаммер 1994

Для создания медали для Игр в Лиллехаммере норвежский дизайнер Ингед Ханеволд решила использовать местный материал - гранит (спарагмит). «Я хотела создать нечто, что будет отражать то, что норвежцы любят и ценят, т. е. природу, - объясняла она. - У нас в стране полно гранита, и он прекрасен в своей простоте». Оборотные стороны медалей (диаметр - 78 мм) различались: победителям и призерам Игр вручались награды с изображениями их видов спорта и указанием дисциплин. (На фото - медаль за победу в женской лыжной гонке на 10 км.)

Нагано 1998

Основой для медали Олимпийских игр в Нагано стала лаковая миниатюра в традиционной японской технике маки-э. Расписная часть медали (диаметр - 80 мм) обрамлена позолоченным серебром, эмблема Игр на аверсе выполнена в технике перегородчатой эмали. Медали также персонализованы по видам спорта - соответствующая пиктограмма размещена в нижней части реверса. (На фото - медаль за победу в соревнованиях по бобслею.)

Солт-Лейк-Сити 2002

Олимпийская медаль неидеально круглой формы (диаметр - 85 мм) стилизована под камень из горной реки, которыми богат штат Юта, столица которого - Солт-Лейк-Сити - принимала Игры-2002. На аверсе медали художник Скотт Гивен разместил девиз XIX зимних Олимпийских игр - «Зажги огонь в душе», а на реверсе указывался не только вид спорта, но и дисциплина, в которой вручалась медаль. (На фото - медаль за победу в мужском 10-километровом биатлоне.)

Турин 2006

Самая большая медаль в истории Олимпийских игр - диаметром 107 мм и впервые с полой сердцевиной. Медаль символизирует одновременно и олимпийское кольцо, и стадион. Ее автор, Дарио Кватрини, подчеркивал, что медаль обретает законченный вид только вместе с лентой, которая продевается через сердцевину награды.

Ванкувер 2010

Создавая медаль для XXI зимних Игр, ванкуверский дизайнер Омер Эрбел вдохновлялся работами местной же художницы Коринн Хант. Волнистая поверхность медали (диаметр - 100 мм) достигалась путем сложного, 30-этапного производственного процесса.