«Смешарики» едут в Китай

Петербургская группа «Рики» начала продавать в Китае лицензии на производство продукции под брендом «Смешарики». Компания планирует заработать в Поднебесной $6,5 млн в 2013-2014 гг.

Информацию о начале продаж передал «Ведомостям» через пресс-службу генеральный продюсер «Смешариков» Илья Попов. «Рики» создала бренд «Смешарики» и выпускает одноименный мультипликационный сериал для детей.

Китайские лицензиаты смогут производить под брендом «Смешарики» одежду, мягкие игрушки, детские товары (например, роликовые коньки или скейты), электронные книги и другую продукцию, ссылается пресс-служба Riki Group China (владелец прав на бренд «Смешарики» в Китае и странах Азии) на генерального директора Эдуарда Коновалова. По его словам, раньше группа «Рики» продавала лицензии в Европе и США через сторонние лицензионные агентства, а самостоятельно - только в России и СНГ. Компания планирует заработать на продажах лицензии $1,5 млн до конца 2013 г. и $5 млн - за 2014 г.

Мультсериал «Смешарики» транслируется в 60 странах мира и переведен на 15 языков, ежедневная аудитория - более 50 млн зрителей, оценивает компания. По данным TNS Russia (TNS Gallup), узнаваемость шарообразных персонажей у детей в возрасте от 4 до 14 лет составляет 98%. В Китае потенциальная аудитория «Смешариков» - дети от 4 до 12 лет - 270-275 млн человек, считает Лилия Назарян, PR-директор лицензионного агентства «Мармелад медиа» (входит в группу «Рики», управляет брендом «Смешарики»). В России и странах СНГ 60 компаний выпускают более 4200 наименований товаров под брендом «Смешарики».

В 2011 г. «Мармелад медиа» стала эксклюзивным агентом американского медиахолдинга Viacom на территории всех стран бывшего СССР (персонажи мультфильма «Южный парк», «Черепашки-ниндзя» и др.). В 2013 г. в портфеле агентства появился бренд Winx. Также компания занимается лицензированием российских брендов «Белка и Стрелка. Озорная семейка» (студия «Киноартис»), «Куми-куми» (Toonma TVx) и др.

В 2012 г. оборот «Рики» в России и СНГ от продажи лицензионных игрушек, продуктов, тетрадей и прочих товаров превысил $265 млн (в 2011 г. - $250 млн), сказано на сайте компании. Ставки роялти для Китая вдвое ниже, чем в России, и составляют 5-9% от продаж, с которых лицензиат должен еще заплатить налог 1,78%, рассказывает Коновалов. По его словам, китайские производители смогут продавать игрушки в Китае, а также в зависимости от условий лицензии и в России. Уже заключены договоры более чем с 10 компаниями, к примеру с China Children Press, Shunjia, AoAo и др., уточняет Назарян. Контракты, говорит она, подписываются на три года, а если в первый год лицензиат добивается заявленных показателей по продажам - продлевается еще на два. Связаться с лицензиатами не удалось.

«Смешарики» появились на китайском телевидении в 2011 г. на одном из телеканалов, рассказал Попов.

Для масштабной медийной поддержки Riki Group China в 2013 г. подписала пятилетние контракты с общенациональными детскими каналами в Китае: CCTV Kids, KAKU TV, Toonbox TV, Hunan Kids TV, рассказывает Коновалов. По его словам, в Китае принято показывать мультфильмы блоками по 30 минут, поэтому Riki Group China комплектует четыре серии по 6,5 минуты в один блок плюс реклама и музыкальная заставка. Каналы покажут один сезон «Смешариков» (104 серии) - получится 26 получасовых блоков.

В прошлом году рынок лицензионных товаров Китая составил около $5 млрд - это самый быстроразвивающийся и перспективный рынок и в ближайшие 10 лет займет второе место в мире, обогнав Великобританию, Японию и Германию, говорит Попов. «Рики» рассматривает китайский рынок как ключевой для себя, добавляет он. Компания думает о возможности представлять там другие российские бренды, говорит Назарян.

Лицензионные товары популярны в России и еще более популярны в Китае, считает заместитель гендиректора по стратегии и аналитике ОАО «Детский мир - центр» Алексей Воскобойник. Востребованность лицензионных игрушек напрямую связана с известностью в медиаполе, которое было создано вокруг основных героев лицензии, - это мультфильмы и массовость проката, компьютерные игры и телефонные приложения, перечисляет он. Воскобойнику не кажутся «чересчур амбициозными показатели, запланированные «Рики». По его мнению, достаточный опыт и статистика по работе в России под брендом «Смешарики», а также примеры адаптации российских персонажей в Китае (к примеру, Чебурашка) позволяют рассчитывать на хороший результат.