Печать снова в минусе

Рекламные доходы печатных версий газет и журналов продолжают падать. Рекламодатели тратят все большую часть бюджетов в сети

За девять месяцев этого года рекламодатели потратили на размещение в медиа 229 млрд руб., что на 11,4% больше, чем годом ранее, подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Получается, рынок вновь замедлился - в I квартале он вырос на 14%, в первой половине года - на 12%.

Дальнейшее торможение рынка рекламы в III квартале аналитик «Сбербанк CIB» Анна Лепетухина объясняла, в частности, высокой базой прошлого года - летом 2012 г. телеканалы получили дополнительные доходы от чемпионата Европы по футболу и Олимпиады.

Снижается рост доходов всех медиа - от телевидения до наружной рекламы, следует из данных АКАР. Больше всего страдает печатная пресса: если в I квартале доходы газет и журналов снизились на 2%, то за шесть месяцев - на 6%, за девять месяцев - на 7% до 26,5-26,7 млрд руб. Одна из причин снижения доходов прессы - полный запрет рекламы алкоголя.

Отъедает у прессы прежде всего интернет. Хотя темпы роста доходов рунета в этом году непривычно низкие для этого медиа, особенно по медийной (баннерной) рекламе, виртуальная доля в рекламном пироге увеличивается. На продвижение в сети рекламодатели потратили за девять месяцев 48,8 млрд руб., это примерно 21% их бюджетов (в I квартале - 19%, за шесть месяцев - 20%).

В начале этого года агентство Carat (входит в группу Aegis Media) прогнозировало, что через три-четыре года в рунете будет тратиться больше трети рекламных бюджетов.

Рост российского рынка рекламы начал замедляться в прошлом году: тогда фиксировался самый низкий показатель (+13%) после кризисного 2009 года. Компании сдержанно подходили к медиапланированию из-за непростой экономической ситуации в России и мире, из-за ожидания нового финансового кризиса, объясняли селлеры и представители рекламных агентств. К концу года на маркетинговые бюджеты негативно повлиял замедлившийся потребительский спрос. Новых стимулов для роста расходов на продвижение в этом году не появилось, рассказывали эксперты в начале года, и рекламодатели продолжали вести себя более консервативно, чем обычно. Но поведение конкретных компаний сильно различается, говорят эксперты: есть рекламодатели, которые заметно увеличили маркетинговые бюджеты, и наоборот.