Lada перестала расти

Рост продаж Lada в России сменился падением. Это может означать, что российский авторынок продолжит сокращаться и в 2014 г., считают эксперты
Д.Абрамов/ Ведомости

Российские продажи автомобилей Lada в октябре по сравнению с октябрем прошлого года упали на 25,1% до 37 484 шт., снижение по итогам 10 месяцев составило 15,2%, следует из вчерашнего сообщения «АвтоВАЗа». Для компании более показательна динамика продаж месяц к месяцу текущего года, отмечал в интервью «Ведомостям» экс-президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров. Это связано в том числе с тем, что в 2012 г. «АвтоВАЗ» отставал от рынка из-за обновления модельного ряда, пояснял он. В июле - сентябре продажи Lada росли (см. график). Но в октябре они упали на 6,3%.

Этого мало кто ожидал - ведь в июле была запущена госпрограмма льготного автокредитования, говорят директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Тем более что в предыдущие годы октябрьские продажи Lada и других марок в России, как правило, находились на уровне сентября, за исключением 2012 г., когда началось замедление роста рынка (весной оно сменилось падением), добавляет Беспалов.

На рост в октябре рассчитывал и сам «АвтоВАЗ», признается директор по внешним связям Игорь Буренков. Но сказалось снижение покупательной способности из-за замедления роста экономики, а также то, что поставщики, осваивающие выпуск комплектующих для новых автомобилей Lada (новая Kalina, обновленная Priora), еще не вышли на плановые поставки, поясняет он. По словам Буренкова, госпрограмма автокредитования помогает продажам, но эффект не так заметен, как в прошлый раз. Это неудивительно: программа поддержала в том числе и ближайших конкурентов «АвтоВАЗа», выпускающих бюджетные иномарки, - Renault, Kia и др., объясняет аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян. Мера поддержки теперь распространяется и на импортные автомобили, а максимальная стоимость машин увеличена на четверть - до 750 000 руб., напоминает он. По данным Минпромторга, с 21 июля по 27 октября 2013 г. по госпрограмме автокредитования было продано 143 168 автомобилей, в том числе Lada (23,2%), Chevrolet (11,4%), Renault (11,2%).

Российские продажи Renault в октябре в сравнении с прошлым годом выросли на 9% до 18 413 автомобилей, сообщил представитель компании. Выросли и продажи Hyundai - на 8% до 15 834 шт., говорит управляющий директор Hyundai Motor CIS Денис Петрунин. «Программа автокредитования внесла оживление в продажи. Но банки начинают повышать разрешенные ставки из-за растущей доли неплатежей, что снижает эффект», - говорит он.

За 9 месяцев российский автомобильный рынок, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), сократился на 7%. Результаты продаж в октябре АЕБ еще не публиковала. Лидер рынка «АвтоВАЗ» - индикатор общей ситуации, подчеркивает Дацкив. И судя по его октябрьским результатам, общие продажи автомобилей в этом году сократятся на 7-10%, думает он. По оценке Беспалова - на 5%. Буренков не раскрыл прогноз по рынку и продажам Lada, лишь заметил, что многое будет зависеть от общей экономической ситуации и покупательной способности.

Дацкив и Беспалов думают, что сокращение рынка может продолжиться и в 2014 г. В стране «закончились» люди, которые активно меняли автомобили, а притока новых нет; стимулирующие меры от государства и скидки от дилеров продажам уже не помогают, объясняет Дацкив. По оценке Петрунина, в 2014 г. автомобильный рынок может упасть на 5% или вырасти максимум на 3%. В будущем возможна отрицательная коррекция, так как кредиты продолжат дорожать, а это основной драйвер рынка, отмечает он.