Тарифный маневр «Транснефти»

«Транснефть» предлагает повысить тариф на прокачку нефти по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) на 20%, а полученные средства перечислить в бюджет. За восемь лет сумма может составить $6 млрд
Доходность поставок нефти по ВСТО выше, чем на европейском направлении, на $35-40 за тонну/ С. Петров

«Транснефть» предлагает повысить с 1 января 2014 г. экспортный тариф, действующий на трубопроводе Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) и отводу от него на Китай, на 450 руб. ($14) до 2531 руб. за 1 т, рассказали «Ведомостям» источник в ФСТ и человек, близкий к «Транснефти». Эта тема обсуждалась в Минэнерго на двух недавних совещаниях по поставкам нефти по ВСТО. Почти всю дополнительную выручку монополия предлагает отдать государству: исходя из расчета $10-15 за 1 т бюджет получит суммарно около $6 млрд в период с 2014 по 2021 г. Сейчас вся выручка от транспортировки нефти остается у компании: в 2012 г. она составила 494,5 млрд руб.

Восточное направление является суперпремиальным: нетбэк (экспортная цена за вычетом налогов и транспортного тарифа) здесь выше на $35-40 за 1 т, чем при поставках в Европу. «Компании рвутся поставлять нефть на Дальний Восток, потому что это выгодно», - говорит один из собеседников. Сейчас Минэнерго, «Транснефть» и нефтяные компании обсуждают расширение пропускной способности нефтепровода ВСТО, говорил недавно президент «Транснефти» Николай Токарев.

«Ведомостям» удалось ознакомиться с планами компаний относительно ВСТО (сейчас мощность трубы - около 30 млн т в год). Согласно им монополии не хватит трубопроводных мощностей уже к 2020 г. Так, по ВСТО-1 (участок от Тайшета до Сковородино) при планируемой мощности в 80 млн т нефтяные компании хотят перевозить 87,8 млн т, а к 2030 г. - 91,7 млн т (см. таблицу). Министр энергетики Александр Новак недавно пообещал компаниям доступ к трубе. «Равный доступ у нас в стране еще никто не отменял, - сказал он. - Все, кто будет добывать нефть в Восточной Сибири, будут иметь возможность поставлять ее в данный нефтепровод» (цитата по «Интерфаксу»).

Но нефтяники хотят поставлять нефть не только восточносибирскую, но нефть Западной Сибири. В 2014 г. доля западносибирской нефти в трубе составит около 50%, а к 2030 г. увеличится до 70%. Идея «Транснефти» в том, чтобы не дать существенно сократиться экспорту нефти в Европу и не испортить качество ESPO (малосернистая нефть, поставляемая по ВСТО), говорит источник. Сорт ESPO формируется с учетом поставки нефти с месторождений Центральной (в частности, Ванкорское месторождение) и Восточной Сибири, а также Томской области. «Ни сегодня, ни в ближайшей перспективе (2015-2017 гг.) мы не видим причин для ухудшения качества нефти на этом направлении. Качество нефти, заявляемое к сдаче в новые трубопроводы Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет, также укладывается в характеристики сорта «ВСТО» (сера - до 0,65%, плотность - до 850 кг/куб. м)», - говорит представитель Минэнерго. Представители нефтяных компаний - «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти» - отказались комментировать инициативу «Транснефти».

По оценке содиректора аналитического отдела «Инвесткафе» Григория Бирга, рост тарифа на 450 руб. за 1 т приведет к росту транспортных издержек, например, «Роснефти» на 9-10 млрд руб. в год. «Есть публичное озвученное мнение вице-премьера по ТЭКу Аркадия Дворковича, который сказал, что в 2014 г. повышать тарифы для «Транснефти» не будут. Это факт», - напомнил источник в крупной нефтяной компании. Если тариф будет повышен, восточное направление станет менее привлекательным и, возможно, не потребуется расширение трубопровода, говорит собеседник в другой компании. Аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков не согласен: восточное направление не потеряет привлекательности из-за роста тарифов. А вот краткосрочные контракты с европейскими потребителями скорее всего будут пересмотрены, а объем поставок по нефтепроводу «Дружба» сократится (сейчас - 66,5 млн т). В Минэнерго уверены, что этого не произойдет. Пресс-секретарь Аркадия Дворковича, представители Минэнерго и «Транснефти» комментировать возможное повышение тарифа не стали. Их коллега в ФСТ на запрос «Ведомостей» не ответил.