Минфин за силовиков

Намерение силовиков с помощью президента расширить свои права в отношениях с бизнесом встретит решительное сопротивление правительства - но не Минфина
Возможно, мнения действующего (слева) и предыдущего (справа) президентов разошлись/ Denis Sinyakov/ Reuters

Мало дел. В 2009 г.

было зарегистрировано 14 642 налоговых дела, в 2011 г. - всего 3367, динамика сохранилась и в 2012 г. По сравнению с началом 2000-х гг. количество выявленных налоговых преступлений уменьшилось почти в 30 раз, говорится в материалах СКР.

Законопроект, подготовленный Следственным комитетом России (СКР) и возвращающий правоохранителям утраченную в 2010 г. возможность возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без участия налоговиков, президент Владимир Путин внес в Госдуму в октябре. Вчера Минэкономразвития отправило в правительство письмо, что старый порядок возвращать нецелесообразно, рассказали чиновники правительства и подтвердил замминистра экономразвития Сергей Беляков.

Возвращение старых полномочий МВД влечет большие риски, объясняет Беляков: необоснованного привлечения к уголовной ответственности и злоупотреблений, возникнет вопрос и о последовательности государственной политики.

Об этом чиновникам говорили руководители крупнейших иностранных компаний на встрече 21 октября, вспоминает Беляков, инвесторы жаловались, что получают противоречивые сигналы: «Правительство то вводит новые нормы в уголовное право, то снова их отменяет, сознательно идя на ужесточение».

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова не ответила, разделяет ли правительство этот негативный взгляд. Высокопоставленный чиновник с Минэкономразвития согласен: «Зря кто-то думает, что все уже решено: мы будем всячески тормозить инициативу в Думе». Законопроект продвигают силовики, с правительством его не согласовали, подчеркнул он: сейчас чиновники думают, как его доработать и какими формулировками обосновать, - проект президентский.

Вчера у помощника президента Андрея Белоусова было совещание по законопроекту СКР, рассказало несколько федеральных чиновников. Один из них подводит итоги разговора: просто отозвать законопроект президента не получится, но есть консенсус, что полностью вернуть старый порядок - абсурд.

Министр внутренних дел Владимир Колокольцев не против доработки законопроекта, знает участник совещания: «Но право МВД возбуждать налоговые дела на основе материалов оперативно-розыскной деятельности - принципиально для него».

Если правительство все же даст негативный отзыв на президентский законопроект, это станет прецедентом. Некоторые члены правительства высказывались против закона о запрете усыновления российских сирот американскими гражданами, но в какой-либо формальный негативный отзыв это так и не вылилось.

Теоретически письмо Минэкономразвития может стать черновиком отрицательного отзыва на законопроект, говорит федеральный чиновник: его всегда пишет конкретное профильное ведомство, затем этот отзыв рассматривают на законопроектной комиссии. Правда, отзыв правительства на этот законопроект по процедуре депутатам не нужен - формально он не имеет отношения к налоговым поступлениям или к бюджетной сфере.

Но Госдума сама уже попросила все заинтересованные ведомства прислать свои замечания, говорит руководитель комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников: «Законопроект и правда очень спорный, мы поэтому не торопимся с ним».

Неразбериха возникла из-за того, что законопроект отправили в Госдуму, по сути, через голову чиновников правительства - эта новость стала шоком для многих из них. За пару месяцев до этого они получили законопроект Следственного комитета на этот счет, вспоминает федеральный чиновник, не согласовали его и даже не стали критиковать: «Посчитали, что он просто непроходной».

Идею СКР поддержал на нескольких совещаниях Минфин, утверждает сотрудник силового ведомства: «Возвращение старого порядка выгодно министерству - увеличит налоговые поступления в бюджет». Минфин действительно согласовал этот законопроект СКР, несмотря на то что у налогового департамента министерства были возражения, говорит руководитель налогового департамента Минфина Илья Трунин. Законопроект одобрил департамент Минфина в сфере государственной военной и правоохранительной службы и гособоронзаказа, знает чиновник правительства.

Следственный комитет использовал бюджетные проблемы как основной козырь в спорах с правительством о законопроекте. После медведевской либерализации количество раскрываемых налоговых дел значительно снизилось, рассказывал «Ведомостям» старший инспектор СКР Георгий Смирнов (см. врез). В мнении СКР есть правда, признает чиновник правительства: проводя оперативно-розыскные операции, МВД сможет выявить то, что не удается выявить налоговикам.

Но Беляков с этим не согласен: «Я не вижу, чтобы с введением нового механизма масштаб уклонения настолько вырос, что Федеральная налоговая служба (ФНС) с этим не справляется».

Мнимый шанс, что налоговые поступления вырастут, не стоит того удара, который будет нанесен по малому и среднему бизнесу, считают в Минэкономразвития. Переход к карательному общению с налогоплательщиком приведет к увеличению теневого сектора экономики, уверен Беляков.

Риск рейдерских атак - не повод отказываться от самой идеи, настаивает сотрудник силового ведомства: «Фиктивные дела могут возбуждать не только по налоговым делам - это проблема борьбы с коррупцией».

Можно найти компромисс, предлагает федеральный чиновник: например, позволить силовикам работать совместно с налоговиками на разных этапах.

Возвращать старый порядок нельзя, настаивает Трунин, оговариваясь, что это его мнение как специалиста по налогам, а не по уголовному процессу. Может получиться недопустимая ситуация, поясняет Трунин: налогового правонарушения, с точки зрения ФНС, у налогоплательщика не будет, но ему предъявят обвинение в уклонении от уплаты налогов.