Бункеровщики против Сечина


Ассоциация морских и речных бункеровщиков (Росморречбункер) в понедельник отправила письмо (есть у «Ведомостей») премьеру Дмитрию Медведеву с критикой инициативы президента «Роснефти» Игоря Сечина ограничить рынок бункеровки (заправки судов) структурами вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). На рынке бункеровки работает три структуры ВИНК: принадлежащий «Роснефти» «РН-бункер», «Лукойл бункер» и «Газпромнефть марин бункер». Ассоциация полагает, что ВИНК не хватит мощностей для обслуживания всего рынка, предложения Сечина нарушают антимонопольное законодательство. Росморречбункер считает, что бункерный рынок нуждается в долгосрочной программе развития, и предлагает для этого ввести обязательное саморегулирование.

Представитель премьера переадресовал вопрос представителю вице-премьера Аркадия Дворковича. А тот сказал, что письмо ассоциации еще не пришло.

По мнению Сечина, независимые игроки закупают топливо «сомнительного качества» у небольших заводов и реализуют по демпинговым ценам через серые схемы и офшоры. Контролировать рынок невозможно, поэтому приоритет должен быть отдан производителям с долгосрочными контрактами, заключает президент «Роснефти».

Предложения Сечина негативно повлияют на бункерный рынок и снизят привлекательность портов, говорится в письме ассоциации. Структуры ВИНК занимают около 45% рынка бункеровки, но им принадлежит менее 10% нефтебаз и флота в портах. Ограничение рынка приведет к резкому повышению стоимости топлива, уходу с рынка независимых бункеровщиков и увольнению сотрудников, переориентированию логистических цепочек в обход российских портов, предупреждает ассоциация. Ассоциация оценивает рынок бункеровки в 8-9 млн т, или $3,5-4,5 млрд.

Гендиректор Балтийской топливной компании Станислав Корнеев называет инициативу Сечина авантюрной, но признает, что отрасль нуждается в большем регулировании. Проблема некачественного топлива встречается примерно в 5% случаев бункеровки, полагает он. На рынке иногда появляются компании с топливом сомнительного происхождения, это негативно сказывается на отрасли, объясняет он. При обязательном саморегулировании эта проблема исчезла бы, добавляет Корнеев.

Идею об ограничении рынка бункеровки ВИНК ФАС должна остановить, технологически или экономически обосновать ее практически невозможно, полагает партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Иван Смирнов. Получить комментарии представителя ФАС не удалось. Установить ограничения на количество бункеровочных компаний невозможно - это противоречит закону о защите конкуренции, говорит представитель Минтранса: можно ужесточить требования к качеству топлива.