Из ладошки в ладошку

Каждый месяц по подписке теперь можно получать не только новые носки и косметику, но и развивающие наборы для малышей. Компания «Две ладошки» уже продала около 2000 таких коробочек
У предпринимательниц пока нет своих детей, поэтому они тестировали сервис на друзьях и знакомых/ С. Портер/ Ведомости

А что в коробке. Все компоненты четко делятся на четыре направления:

изучай (методологический, развивающий материал), читай (книжка), твори (два-три проекта, которые ребенок должен сделать своими руками), играй (активные игры, интересные для всей семьи). Материалы объединены методикой, которую для «Ладошек» разработали специалисты по детскому развитию, рассказала Наталья Подлозная, один из основателей проекта.

Идею «Двух ладошек» основатели бизнеса подсмотрели у американского проекта Babbabox. В начале 2012 г. экономист Наталья Подлозная с коллегой по банку Екатериной Кирюхиной задумали создать свой бизнес и присматривались к моделям по подписке (оформляешь подписку на сайте и ежемесячно получаешь товар). Это вообще одна из наиболее активно растущих ниш электронной коммерции в США. Первые подобные сервисы в России тоже быстро нашли подписчиков: так уже продают косметику, носки, рубашки, корма для животных. «Ну а какие темы интересны девочкам: косметика, одежда, кулинария и дети», - смеется Подлозная. Рынок детских товаров в России прибыльный и стабильно растущий. А ниша детских товаров по подписке на тот момент была свободна. В марте 2012 г. Подлозная с Кирюхиной нашли еще трех компаньонов и стартовали. Так к проекту присоединились Екатерина Панченко, Наталья Кавылина и Евгений Троицкий.

Коробка по теме

«Две ладошки» - коробка с развивающими материалами для детей. Каждый месяц у коробки своя тема. К примеру, тема ноября - профессии, в октябре были динозавры, а самая первая коробка была посвящена подводному миру. «Мы хотели уйти от английского слова box (коробка) в названии, - поясняет Подлозная. - «Две ладошки» отражают сразу и основную идею - ладошка ребенка и ладошка взрослого вместе, мы хотим подтолкнуть родителей больше времени проводить с ребенком. Наш набор именно для совместных занятий родителей с детьми от полутора до пяти лет. Коробка экономит силы и время на поиск идей и материалов для занятий».

«Для нас это первый опыт предпринимательства, поэтому старт, наверное, был несколько затянут, - рассуждает Панченко. - Четыре месяца мы собирались с мыслями: разбирались с сайтом, поставщиками и налаживали общение с рынком потенциальных покупателей». Своих детей у основательниц «Ладошек» пока нет. Так что первые идеи тестировали на знакомых.

Скинулись на старт

Первый год свой проект предприниматели развивали, не увольняясь с основной работы. Вечерами и в выходные собирались дома у одного из членов команды. «На старте мы просто подсчитали бюджет затрат на сайт и закупку товаров и скинулись, собрав вместе чуть больше 100 000 руб.», - рассказывает Подлозная про начальный капитал. Всего же за первый год сообща предприниматели инвестировали около 1 млн руб. из собственных средств. Распределение долей в уставном капитале основатели не раскрывают.

Сайт и подписку запустили в августе 2012 г., а первые наборы отправились к подписчикам уже в сентябре. Поначалу продавали через знакомых и социальные сети, специализированные «мамские» ресурсы. «Сарафанное радио в детской нише - это самый эффективный канал продвижения», - убеждены основатели проекта.

Фактор торможения

Логистика - российская беда, вздыхают предприниматели. Поэтому проекты по подписке развиваются у нас не так активно, как в США. Но наладить работу можно и в России. В 16 городах России коробки доставляют курьеры. А в края, на которые разумная ценовая политика транспортных компаний не распространяется, посылки отправляют «Почтой России». Стоимость доставки уже включена в стоимость подписки.

Тормозят развитие подписных сервисов и некоторые ограничения платежных систем, считает Панченко. До последнего времени подписчик не мог оформить автоматическое ежемесячное списание средств со своего счета на оплату сервиса по подписке. «Хотя у нас есть и такие клиенты, кто сразу оформил годовую подписку, даже не заказав коробку на пробу, - рассказывает Подлозная.- Первой была мама двоих детей из города Усинска - появилась у нас, как только мы запустили сайт в августе 2012 г. А этим летом продлила подписку еще на год».

1399 руб. - стоимость подписки на одну коробку. При подписке на год цена снижается до 1166 руб. Цена за набор ниже, чем розничная стоимость каждого из товаров в коробке по отдельности. У бизнеса высокий фактор сезонности. Летом - резкий провал, снижение заказов наблюдается и в январе - феврале. Зато активность подписчиков в ноябре - декабре позволяет реализовать и все наборы из архива. В прошлом году на таком всплеске «Две ладошки» продали сразу около 200 наборов. «Сейчас мы намеренно делаем запас. В этот период довольно часто приходят покупатели в поисках подарка. И не могут ждать две-три недели и покупают архивные коробки», - улыбается Подлозная.

На руках у ангелов

В ноябре «Две ладошки» привлекли около $120 000 внешних инвестиций. Из них 1 млн руб. ($31 000) - от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ): предприниматели прошли отбор в первый акселератор ФРИИ. Остальное - ангельские инвестиции. «Я всегда инвестирую прежде всего в людей и во вторую очередь в идею, продукт, размер рынка. У «Ладошек» отличная команда. У них нет опыта предпринимательства, но каждый раз они превосходили мои ожидания», - поясняет свой инвесторский интерес к проекту Егор Руди, генеральный директор Eruditor group.

Вместе с партнером Сергеем Кузнецовым он инвестировал в «Две ладошки» около $30 000. Руди признается, что он сам верит, что умственные способности ребенка формируются до семи лет. «Коробки от «Ладошек» работают как раз в этот ценный период. Я оптимистичен относительно и рынка, и модели подписки. Люди будут в последнюю очередь экономить на развитии детей, а качественных продуктов в этой области очень мало», - говорит Руди.

Инвестиции команда проекта планирует направить прежде всего в маркетинг, а также в оборотный капитал и команду. И рассчитывает, что это позволит компании вырасти в 5-7 раз в 2014 г.

В 2013 г. «Две ладошки» надеются продать 2000 своих коробочек. Финансовые показатели по условиям договоренности с ФРИИ команда не раскрывает.

Идея из воздуха

Пока «Две ладошки» готовились покорять рынок, им казалось, что похожих проектов не было. Но опыт Babbabox, а потом уже и первых российских стартапов вдохновил сразу несколько команд. Хотя концепция похожа, у каждого продукта свои особенности, уверены «Две ладошки».

«Мы решили, что будем отличаться, предлагая не обучающую, а творческую коробочку», - говорит Арина Олесюк, основатель и генеральный директор ООО «Бардабас». Бардабас - волшебный конь Пегас появился на рынке осенью 2012 г. Основатели проекта Олесюк и ее партнер Саба Бенер всегда любили мастерить своими руками и искали идею именно для творческого бизнеса. Ежемесячно с новыми заданиями и новой сказкой тематическая коробочка выпускается в двух, а иногда в трех возрастных категориях. Бардабас ориентируется на детей от трех до 10 лет. Жесткой инструкции в наборе нет. «В коробочке для самых маленьких мы даем рекомендации родителям, но не навязываем. В наборе для старших пишем: посмотри, как сделали мы, и придумай свой вариант». В каждой коробке - именное письмо ребенку.

«У многих в коробочке - собранные под определенную тематику товары массового производства. Это не наш путь. Все задания, заготовки и шаблоны мы придумываем и делаем сами», - рассказывает Олесюк. Предложение от «Бардабаса» - 995 руб., одно из самых низких по цене. Олесюк поясняет, что им было важно не перейти психологический рубеж в 1000 руб. Привлекать внешних инвесторов «Бардабас» не торопится и готов к медленному росту. Хотя от «умных» денег и не отказались бы.

Иным путем пошел другой игрок этого рынка - проект «Бимбаскет», вышедший на рынок в апреле 2013 г. Это самое дорогое предложение в сегменте детской подписки. В основе набора - метод раннего развития профессора Михаила Лазарева, рассчитанный на детей от 0 до 36 месяцев. Цена одного месячного набора составляет 2900 руб. Основатели проекта уверяют, что уже в первые три месяца работы компания вышла на продажи в 200 наборов в месяц.

«Рынок только формируется, и это хорошо, когда сразу несколько игроков продвигают эту идею. Сейчас даже в Москве в лучшем случае одна семья из 100 знает о существовании подобных сервисов. В одиночку ни одной компании рынок не раскачать», - убеждена Олесюк.

Рынок развивающих игр - наиболее растущий в сегменте детских товаров, утверждает Олег Клепиков, генеральный директор компании inFOLIO Research Group. Объем этого рынка еще в 2011 г. превышал в Москве 37 млн руб. и 17 млн руб. в Петербурге. Рост продаж в этом сегменте в обеих столицах стремился к 30%.

«Сейчас мода на раннее развитие. И родители, одержимые идеей «после трех уже поздно», стимулируют активный рост всего рынка», - убеждены предприниматели.