От редакции: Китайская оттепель

Ng Han Guan/ AP

Третьи пленумы ЦК компартии Китая традиционно значимы. На третьем пленуме в 1978 г. была объявлена программа реформ Дэн Сяопина, а в 1993-м - скорректирован курс страны после событий на площади Тяньаньмэнь. Завершившийся несколько дней назад третий пленум ЦК компартии Китая XVIII созыва не обманул ожиданий. Важнейшие решения съезда коснулись не экономики, а прав человека, но это вовсе не означает, что руководители КНР из прагматиков вдруг превратились в романтиков.

Экономике в постановлении пленума уделено много внимания, но это скорее обозначение общего курса на усиление роли рынка, ликвидацию монополии госкомпаний, поддержку частных инвестиций и обеспечение справедливой конкуренции. Конкретные же решения касаются сферы прав человека и политики. Прежде всего речь идет об ослаблении запрета иметь второго ребенка, закрытии «лагерей трудового перевоспитания» и ограничении применения смертной казни.

Программа «одна семья - один ребенок» была красноречивым примером того, что права человека приносятся в жертву госинтересам. В 1970-е гг. китайское руководство опасалось, что непрогнозируемый рост населения будет угрожать запланированному экономическому рывку. Парадокс в том, что отмена этих ограничений также вызвана экономикой: к 2050 г. более четверти населения составят люди старше 65 лет, а число трудоспособного населения сократится до 615 млн против 1 млрд сегодня, что означает нехватку рабочих рук и может в дальнейшем спровоцировать кризис развивающейся пенсионной системы. Система лагерей перевоспитания, созданная еще при Мао Цзэдуне, позволяла направлять туда людей без решения суда и была одним из инструментов борьбы с инакомыслием.

Лагеря - предмет постоянной жесткой критики со стороны Запада, и их закрытие может быть вызвано желанием либо продемонстрировать большую открытость, либо затруднить контроль со стороны иностранных правозащитников.

Наиболее важным с политической точки зрения решением пленума стало создание двух правительственных групп, одна из которых должна будет курировать экономические реформы, а другая - внутреннюю безопасность и внешнюю политику. По мнению большинства экспертов, эти группы, особенно вторая, Совет национальной безопасности, свидетельствуют о концентрации власти в руках председателя КНР. Реформы проходят на фоне укрепления политического и идеологического контроля. Декларируя курс на повышение прозрачности экономики и доверия к судебной системе, Си Цзиньпин в то же время напоминает о важности национальной безопасности, социальной стабильности и необходимости усилить контроль за распространением информации в интернете.

Китайских руководителей принято считать технократами. То, что экономическое развитие Китая в последние годы и превращение его во вторую по величине экономику мира привело к либерализации в сфере прав человека, новое тому доказательство. «Социализм с китайской спецификой» устроен таким образом, что озабоченный своим будущим режим принимается за решение назревших социальных проблем и начинает аккуратно снимать старые политические запреты.